27 АВГУСТА ДЕНЬ РОССИЙСКОГО КИНО

Людмила Николаевна Моисеева – давний друг нашей редакции. Будучи бессменным редактором по рекламе городского киновидеопроката, она тесно сотрудничала со «Стерлитамакским рабочим» в течение 36 лет. Людмила Николаевна знакомила наших читателей с новинками киноискусства, готовила интервью с известными актёрами и режиссёрами, делилась впечатлениями о просмотренных фильмах. Вот уже одиннадцать лет, как Моисеева на заслуженном отдыхе. Но мы и сейчас обращаемся к ней за помощью, так как знаем: благодаря феноменальной памяти и энциклопедическим знаниям она может без всякого Интернета процитировать фильмографию любого отечественного актёра, рассказать о необычных эпизодах его творческой жизни и о любопытных случаях, происходивших на съёмочных площадках. Накануне профессионального праздника мы пригласили отличника кинематографии СССР к нам в редакцию, чтобы поговорить о её главном и судьбоносном увлечении. - Людмила Николаевна, как зародилась эта огромная тяга к кино? - Это даже не тяга, а страсть, которая охватила меня ещё в детстве и не отпускает до сих пор. Девчонкой я скрывала своё увлечение, боялась насмешек окружающих, мол, сама из рабоче-крестьянской семьи, а думает вон о чём. Семья у нас была большая, детей пятеро, я – старшая. Поэтому хозяйские проблемы и нужды коснулись меня ещё с малолетства. И, хотя денег всегда было в обрез, я всё же ухитрялась их выкраивать на фотографии артистов, специальные брошюры и книги. Старалась не пропускать ни одного фильма в парке Кирова. Купить билет не было возможности, поэтому подглядывала в щёлочку. - Какой фильм произвёл на вас самое яркое впечатление?
- Первая картина Эльдара Рязанова – «Карнавальная ночь». С той поры и по сей день Рязанов – мой любимый режиссёр, а с «Карнавальной ночью» у меня связан памятный эпизод в жизни. В седьмом классе я вступала в комсомол. Так вот, пока мои друзья повторяли устав, я вцепилась в журнал «Советский экран», который лежал на столе в приёмной горкома комсомола, и потихонечку вырвала страницу с фотографией Людмилы Гурченко из «Карнавальной ночи». Вспоминать это сейчас и стыдно, и смешно. - Получается, сомнений по поводу выбора профессии у вас не было? - В общем-то, да. И, несмотря на отговоры родных (как-никак дорога дальняя!), я после окончания школы поехала в Ташкент, где поступила в кинотехникум. С удовольствием вспоминаю годы учёбы, практику, которую проходила на «Узбекфильме». Стипендии в 19 рублей, конечно же, не хватало, и мы подрабатывали в массовках. Помню, за участие в картине «Нежность», которую снимал Родион Нахапетов, мы с подружкой получили по три рубля и тут же истратили их на концерт Эдиты Пьехи. К сожалению, через полтора года по семейным обстоятельствам я была вынуждена перевестись на заочное отделение. Вернувшись в родной город, устроилась в кинопрокат. Работала монтажницей, реставратором фильмов, а потом бывший директор кинопроката Василий Георгиевич Наумов предложил стать редактором по рекламе. С той поры я начала сотрудничать со «Стерлитамакским рабочим» и другими газетами. Мы знакомили читателей с новыми фильмами, устраивали кинопраздники, киновикторины, встречи с популярными актёрами. Наш кинопрокат обслуживал более 500 киноустановок трёх городов и семи районов Башкирии. Перенимать наш опыт приезжали коллеги со всей страны. - За отличную работу, помнится, стерлитамакская киносеть выдвигалась на всесоюзный конкурс и даже получила специальную премию…
- Да, в 1980 году мы привезли в Москву большой альбом, рассказывающий об истории и достижениях городского кинопроката, который был отмечен бронзовой медалью ВДНХ. Оказывается, в огромной стране никто не смог побить наш рекорд по просмотру фильмов. «Москва слезам не верит», к примеру, демонстрировалась в Стерлитамаке два месяца (и всегда с аншлагом!), когда обычно максимальный срок – десять дней. Кинофильм «Судьба» шёл 56 дней, и вновь при полных залах. Люди покупали билеты заранее даже на утренние сеансы. И ещё одна любопытная деталь. Раньше кино было настолько популярным, что существовал специальный план по загрузке. Если наполняемость зала оказывалась меньше 60 процентов, то фильм попросту не демонстрировался. Сейчас крутят картины даже для пяти-шести человек, дабы не растерять своего зрителя. - Как отражалась на вашей работе смена политической власти в стране? Я помню, как во времена антиалкогольной пропаганды Эльдар Рязанов, тогда ведущий «Кинопанорамы», чуть ли не со слезами на глазах заявил с экрана: «Очень жаль, что наше правительство не поняло мой фильм, и «Иронию судьбы» сняли с проката». Тогда Рязанов перестал быть ведущим передачи, да и в творчестве у него наступил временный кризис. - Да, дури в те времена было много. Специальное письмо из Москвы требовало незамедлительно уничтожить все фильмы, где герои выпивали. В опальные картины попали даже «Белое солнце пустыни», «Калина красная», «Танцор диско». Мы с редактором по контролю Алевтиной Корнеевой тогда схитрили, кассеты сжигать не стали, а лишь запрятали их поглубже в бокс. В результате сумели сохранить кинофонд, который и сейчас является богатейшим в республике. Во времена Брежнева нас могли лишить премии за безобидный документальный фильм с эпизодом о Хрущёве, который ходил по кукурузным полям. - Стерлитамак частенько принимал отечественных знаменитостей. Встречи с какими кинозвёздами вам особенно запомнились?
- Самые добрые воспоминания оставил Борис Химичев. Помню, под впечатлением от беседы с ним я написала восторженную статью в вашу газету. Своей открытостью, душевностью очаровали Талгат Нигматуллин и Николай Ерёменко (увы, так рано ушедшие из жизни), Тамара Сёмина, Анатолий Кузнецов, Андрей Соколов. А вот горячо любимые народом Вячеслав Тихонов и Сергей Никоненко откровенно разочаровали. К сожалению, их экранные образы и человеческие – это две большие разницы. - Людмила Николаевна, если из режиссёров вам больше всего нравится Рязанов, то кого вы цените из актёров? - Всегда восхищалась прибалтийскими артистами – Будрайтисом и Адомайтисом. Мне нравилась их выдержанность, аристократизм. Но больше всего я обожаю Шукшина – и как актёра, и как режиссёра, и как писателя. Поехав пятнадцать лет назад в санаторий в Белокуриху Алтайского края, я решила обязательно побывать на родине Шукшина. До села Сростки – более 300 километров. Таких ненормальных, как я, в санатории больше не оказалось. В одиночку поехала в Бийск, там в стужу, зимой, ждала, пока наберётся группа для экскурсии. Но всё-таки добралась до места. Потом под впечатлением от увиденного ходила несколько месяцев. - Вы назвали себя ненормальной… - Конечно, ненормальная. Кто ещё будет столько лет бредить кино и трудиться долгие годы за копеечную зарплату? Но у нас в кинопрокате, как показывает практика, большинство таких. Другие просто не задерживаются. Поэтому, пользуясь случаем, хочу поздравить всех своих бывших коллег с нашим профессиональным праздником. Пожелать им крепкого здоровья, оптимизма и, конечно же, новых, интересных фильмов!
 
По теме
Ирина Волк, телеграм - Башинформ Фото:Ирина Волк, телеграм Сотрудники управления МВД России по Стерлитамаку при мониторинге интернета выявили видеозаписи, на которых интернет-стример допустил высказывания, оправдывающие терроризм,
Башинформ
Внимание! Розыск! - УФССП по Республике Башкортостан Отделением судебных приставов по Стерлитамакскому району ГУФССП России по Республике Башкортостан за неуплату денежных средств на содержание несовершеннолетней дочери разыскивается Азнаев Азамат Дальмирович.
УФССП по Республике Башкортостан
В Уфе пройдет совещание по борьбе с онкологическими заболеваниями - Красное Знамя Как сообщает пресс-служба министерства здравоохранения Башкортостана, 29 марта в Уфе пройдет совещание «Борьба с онкологическими заболеваниями в Республике Башкортостан: диагностика, лечение, маршрутизация».
Красное Знамя
                                                                                                        На заседание Совета                                                                                              
ОМВД по Нефтекамску