Комедия с элементами психологической драмы
Не счесть сюрпризов в русском драмтеатре. Не успели зрители поделиться друг с другом восторгами от недавнего чтения пьесы Николая Коляды, как узнали о премьере спектакля «Мадемуазель Кокотка» по новеллам Ги де Мопассана. Комедию с элементами психологической драмы на экспериментальной сцене поставил Павел Касаткин, художественный руководитель постановки – Людмила Исмайлова.
«Мадемуазель Кокотка» – вторая режиссёрская работа Павла Касаткина в нашем театре. Первая – «Вперемежку с Пушкиным» по маленьким трагедиям Александра Сергеевича – не только удивила и порадовала любителей театра, но навела на мысль: спектаклям этого режиссёра нужен чуткий и грамотный зритель. Большой плюс постановщика – умение отразить заветные мысли автора литературного произведения и дух его времени.
Все, кто пришёл на премьеру «Мадемуазель Кокотки», стали посетителями маленького парижского кафе (их стулья стояли прямо на сцене). На расстоянии вытянутой руки хорошенькая миниатюрная француженка в кокетливом кепи играла по-настоящему (в этом удивительном спектакле всё было по-настоящему. Даже задорно лающая собачка) на аккордеоне. Актриса Елизавета Тодорова сумела превратиться в парижанку чистой воды – весёлую, гордую, независимую, небрежно, но стильно одетую. В кафе забрёл незнакомец. Персонаж Александра Шабаева – Прохожий. Это современный мужчина – стопроцентный француз среднего класса. Его что-то мучает. Сто раз выстиранный буржуа слонялся по кафе, пока не нашёл потрёпанную книжку. Режиссёр умело использовал известный приём: Прохожий, читая, оживлял и соединял новеллы Мопассана в единое театральное произведение. О чём шла речь? Конечно же, о женщинах и о любви. Режиссёру удалось обнажить трагедию Мопассана, который хотел любви, но не нашёл её, пресытившись эротикой. В XIX веке ещё не было женщины интеллектуально и духовно равной мужчине. Если женщина была умна, то непременно прагматична. Она ценила в мужчине только толстый кошелёк и умение делать карьеру. Юные красавицы, закончившие пансионы, в подавляющем большинстве не отличались ни умом, ни душевными качествами. Дамы прошлого – XVIII века – вообще думали исключительно о плотских наслаждениях. К ним сводился смысл жизни. Супружеская верность считалась у светских распутниц мещанской добродетелью. Бабушка (Галина Шулепова) поучает романтически настроенную внучку (Татьяна Дорофеева): жить, мол, надо легко, а любить – свободно и весело, без драм и трагедий. Ушла одна любовь, как тут же придёт другая, и нечего заморачиваться! Берта всё равно мечтает об идеальной любви, что не мешает ей выйти замуж по расчёту. Муж нравится, уже славно, изменять ему хорошенькая идеалистка не собирается. Но… В спектакле, где не было ничего случайного, в самом центре сцены радовала глаз клумба с ярко-красными цветами – удивительно точная театральная метафора. За цветами старательно ухаживал хозяин кафе (Александр Чесноков) – то польёт, то листик сухой уберёт, пресекая попытки сорвать хотя бы один цветок. Глядя на это, вспоминаешь индийскую притчу: «У Будды спросили, в чём разница между «нравится» и «люблю»? Будда ответил: «Когда вам нравится цветок, вы его срываете. Если вы любите цветок, вы ухаживаете за ним каждый день». Жизнь без любви кажется Берте пустой и бессмысленной.
Подруге Берты Люси (Елизавета Тодорова) муж не только не нравится, она испытывает брезгливость, когда он прикасается к ней. И за это Люси решила отомстить бедняге единственно доступным для женщины того времени способом – она изменяет ему с неким совершенно отвратным типом. Противно? Зато отомстила, наградив муженька ветвистыми рогами. Комедия! Однако Елизавета Тодорова играет роль глупенькой Люси так, что начинаешь невольно и чисто по-женски жалеть бедняжку. Тем более, супруг Люси Симон в исполнении Николая Пушкарёва выглядел утрированно комической фигурой. Только при чём здесь комедия, если муж противен, как касторка. Умел Мопассан играть на контрастах! Режиссёру отлично удалось перенести стиль и энергетику автора на сцену.
(Продолжение статьи вы можете прочитать в газете “Стерлитамакский рабочий” от 2 декабря 2016 года)Евгения ДЬЯКОНОВА