На вопросы из шляпы отвечает известный математик Роман Хазанкин

В Стерлитамаке Роман Григорьевич Хазанкин проводил недельные курсы по подготовке к ЕГЭ по математике. После окончания курсов одиннадцатиклассники долго аплодировали ему. Это были аплодисменты учеников человеку, который за короткое время смог запасть им в душу. По словам заведующей отделом информационно-методического центра Светланы Сенченко, Хазанкин уже более десяти лет сотрудничает с нашим городом. «Его методика изучается в вузах страны. Достоинства её в том, что ребятам прививается вкус к математическому творчеству, они учатся находить  знания   самостоятельно, радоваться полученным результатам», – говорит она.
Своими впечатлениями от знакомства с Р.Хазанкиным и его курсов поделился одиннадцатиклассник гимназии № 2 Алексей Василенко:

Он умеет зажечь интерес к математике. Доходчиво объяснить, провести аналогию, позволяющую быстро запомнить те методы и приёмы решения задач, которые предлагает. На курсах он рассказывал житейские истории, давал оценку каким-то поступкам, высказывал свои взгляды на современность. Мне они симпатичны. Он показал себя не только как предметник, но и как педагог.

Среди слушателей курсов было и несколько учителей. Для преподавателя школы № 17 Екатерины Пирковской это уже третья встреча со знаменитым педагогом. «В нём столько энергии! Он вызывает восхищение. И всё, что узнаёшь, с удовольствием хочется передать дальше», – отмечает она. По признанию Екатерины Викторовны, каждый раз для неё Р.Хазанкин открывается с какой-то новой стороны. Надеемся, что вопросы из шляпы помогут нам узнать его ещё с одной.

 

ВИЗИТКА

Роман Григорьевич Хазанкин – создатель системы обучения школьников математике, которая называется «Вертикальная педагогика». Разработанная в конце 1970-х годов, она применяется до сих пор им и рядом его последователей и даёт при этом устойчивые высокие результаты обучения и воспитания школьников. За последние 30 лет ученики Р.Хазанкина 128 раз становились победителями и призёрами региональной математической олимпиады и 62 раза получали аналогичные награды на всероссийских и всесоюзных олимпиадах, 19 раз завоёвывали медали очных международных математических турниров.
Роман Григорьевич – «Отличник народного просвещения РСФСР», заслуженный учитель школы РФ и РБ, лауреат Государственной премии СССР, премии Правительства Российской Федерации в области образования, премии Американского математического общества, народный учитель Республики Башкортостан. Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

- Какой самый счастливый возраст для мужчины?
- Думаю, время, когда становишься отцом. Рождение детей и для меня, и для моей жены было самым счастливым временем. Старшую дочь родили, когда нам было по 23-24 года, сына – уже в 36-37. Рождение ребёнка – это самый большой праздник. Эмоции фонтанируют.

- Самая нелепая ситуация, в которую вы попадали.
- Однажды мои ученики решили сделать нам с супругой подарок и преподнесли две путёвки на отдых в Египет. Поскольку всё было включено, мы денег не взяли. Да у нас их никогда и не было. Мы же обычные учителя, всю жизнь работали, чтобы удовольствие получать, на деньги не смотрели. Когда уезжали домой и даже зарегистрировались в аэропорту, выяснилось, что… самолёта не будет. Он из-за технической неисправности застрял в другой стране. В аэропорту оставаться на ночь не разрешают, предлагают отвезти в гостиницу, только за неё надо заплатить 50 долларов. Мы – без денег. Нелепая ситуация, непредвиденная. Как выкрутиться? Я обратил внимание на одного мужчину с семьёй, который был очень активным, призывал устроить чуть ли не забастовку и добиваться, чтобы нас хотя бы не выгнали из аэропорта. Он оказался из Уфы. Было видно, что человек толковый и, видимо, не без денег. Я подошёл к нему, разговорился и спросил, знает ли он учителя Романа Григорьевича Хазанкина. Он в ответ: кто же в нашей республике его не знает! Тогда я говорю: «Он перед вами». Дальше спросил, если эта история с задержкой самолёта будет продолжаться больше суток, сможет ли он дать мне в долг, и услышал: «С удовольствием»…

- Какую самую тяжёлую физическую работу вам приходилось выполнять?
- Такой работы было много. Я в юные годы, когда учился в техникуме, проходил практику на Белорецком металлургическом комбинате. Работал волочильщиком проволоки. Приходилось поднимать мотки до ста килограммов весом. Потом в армии таскал пулемёт Дегтярёва. Он тоже прилично весит. Кроме того я 20 лет строил дом, значит, и тяжести поднимать надо было. Ещё мы с супругой и учениками в течение 23 лет ежегодно сплавлялись по Белой, Зилиму, Инзеру. А когда с тобой целый класс, ситуации бывают разные. Поэтому о тяжёлой физической работе я знаю не понаслышке.

- При каких обстоятельствах вы можете броситься в драку?
- Если я иду с женой, детьми и кто-то начнёт их обижать, естественно, я буду заступаться, отстаивать свои права.

- А реально драться приходилось? Если да, то, может, по прошествии времени вам кажется, что надо было действовать мирным путём?
- Нет, я всё правильно делал. Может, кому-то надо было и побольше дать. В армии, например, как-то поставили меня старшим. Работы шли в ангаре, жара, дышать нечем. Мы все работаем, а один сидит. Я ему раз, второй, третий замечание делаю, он не реагирует. Потом чувствую, (а я в молодости боксом занимался, инстинкт уже выработан), что в меня что-то летит. Оказалось, этот бездельник на меня с лопатой бросился. Пришлось его нейтрализовать. Тут выяснилось, что он был под действием анаши. Другой армейский случай: старослужащий какое-то время постоянно забирал у всех молодых солдат за своим столом масло. Предупреждаю его: если не перестанет, накормлю маслом так, что на всю жизнь запомнит. Он не понял. Тогда я купил килограмм масла (мне мама по 5 рублей, помню, в носках присылала), остановил этого солдата, заломил руки и силком заставил съесть его этот килограмм. Сейчас мне кажется, что это для него даже маловато было. Надо было заставить съесть два килограмма.

- Все люди – братья?
- Мне кажется, это некорректный вопрос. В каком смысле братья? Если речь про кровное родство, то братья либо есть, либо их нет. Если не про кровное родство, а родство душ, то мы знаем, насколько наш мир сегодня сложен, и никакого родства душ не видим. Я не думаю, что люди состоятельные хорошо понимают стариков; что те, кто сейчас у образовательного руля, любят нашу молодёжь. Реформа, которая сейчас идёт в сфере образования, направлена против молодых.

- Почему вы так считаете?


- А давайте я вам сейчас дам ЕГЭ по математике решить. Оно составлено так, чтобы доказать детям, что они круглые дураки. Экзамены должны быть доступными для трудолюбивых людей. Проблем образовательных много, и они десятилетиями не решаются. Так много вокруг всего этого нечистоплотного, некрасивого! Самые толковые, окончив пединститут, уходят в бизнес. В школах всё больше и больше людей с низким уровнем интеллекта. Почему лучших представителей профессии мы не заманиваем в школы – зарплатой, какими-то социальными условиями?
Если чиновники считают, что это нормально, то они не любят молодёжь. Они не любят стариков. Так какие же люди братья? Я так не думаю.

- Но надежда есть, что ситуация изменится?
- Пока нет. Я хорошо знаю проблемы, и за последние 30 лет становится только хуже и хуже. Именно со стороны чиновников, тех, кто активно реформирует образование. Нынешний министр образования в школе никогда не работал, школу не знает.
Наиболее талантливые уходят. Есть же такое выражение: если ты такой умный, то почему такой бедный? Вот наиболее умные и не идут в бедные. Потому что, придя в школу, они обречены на это.

- Согласны с утверждением, что школьные годы – самая счастливая пора?
- Если повезло на учителей, то да. Добавить к этому нечего.

- О чём люди всегда забывают?
- Я за всех людей не могу держать ответ. Я могу о себе сказать. О чём я забываю? Например, иногда обиды, которые мне нанесли близкие люди или коллеги. Я стараюсь их забывать.

- Получается?
- С годами всё меньше и меньше. Тревожить это стало больше. Может, лучше сказать, о чём не надо забывать. Вот есть, например, прекрасные стихотворные строки: не смейте забывать учителей. Родителей своих не надо забывать.

- В чём заключается самое страшное наказание?
- Для кого как. У нас был случай, когда один молодой директор наказал ребёнка за провинность тем, что на два дня запретил ему ходить в школу. Этот человек – уже взрослый, ему сейчас тридцать лет, но он помнит это как самое обидное наказание в своей жизни.

- Что вы делали на спор?
- Проплыл десять километров. Мне было лет 16, и мы с друзьями поехали отдыхать на Павловское водохранилище. Там и поспорили, смогу ли я. Я плыл сам, и рядом на лодке – друг. Он пел мне песни. В одной были такие слова: «Нам бы, нам бы, нам бы всем на дно, там бы, там бы, там бы пить вино». Я попросил его что-нибудь повеселее, и он запел: «Лучше лежать на дне, в синей прохладной мгле, чем мучиться на суровой, жестокой, проклятой земле…».

- Какие книги вам больше нравятся?
- Мне нравятся интересные книги. Открываешь и читаешь запоем. Недавно я в один присест прочитал книгу Евгения Бунимовича «Девятый класс. Вторая школа», которую он мне прислал. Это известный учитель, писатель, публицист, уполномоченный по правам ребёнка по Москве. Книжка захватывающая.
И потом, в разном возрасте нравится разное. Я решил перечитать книги, которые мне очень нравились в детстве. Начал с повести Григория Белых и Алексея Пантелеева «Республика ШКИД». В детстве я её просто проглотил. Но тогда у меня вызывали смех какие-то случаи, из-за которых учителя вынуждены были уходить из школы, а сейчас я им сопереживал. Я перечитал Бунина, Чехова. Когда читал рассказ Куприна «Чудесный доктор», в основе которого – реальные события, я плакал. Раньше такого не было.

А вот стал читать Жюля Верна «20 тысяч лье под водой», измучился. В детстве читал с великим энтузиазмом. Всё было интересно. Теперь меня тяготили подробности описания флоры, фауны. Когда был студентом в техникуме, мне нравился Ефремов, например, «Лезвие бритвы», «Таис Афинская». Сейчас нет особого желания ещё раз прочитать. Хочется чего-то другого. Спрашиваю у молодых людей, какие книги для них – номер один. Начинаю читать и не понимаю, за что они им нравятся. Может быть, они ритмичные, подробные, нет стеснения никакого, обо всём говорят и обо всём пишут, но это не для меня.

«Педагогическую поэму» Макаренко я перечитывал шесть раз. И каждый раз находил что-то новое. Сейчас я её не возьму в руки. Не хочу расстраиваться. Потому что это целый период в истории педагогики. Это, может быть, даже единственный педагог в советской стране, который что-то серьёзное, значимое сделал. Ничего похожего нет. Вообще хороших книг о школе очень мало, почти нет. А «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» для меня очень долго были как что-то святое, как Библия. Сейчас не возьму, настолько всё забыто. Мало того – даже столетие со дня рождения Макаренко никак не было отмечено. Страна об этом забыла.

- За воздержание от каких привычек надо бы поощрять?


- От курения. Вопрос, как поощрять? Может быть, хвалить, что стало на улицах чище, легче дышать. Сейчас много женщин курит, может, они и раньше это делали, но скрывали, а сейчас не скрывают. Это бросается в глаза. Это сигнал о здоровье общества. Я сам не курю, у меня в семье никто не курит. А директор школы, в которой я работал, постоянно курил. Я его за это критиковал. Какой пример он подаёт? Он не имеет права быть директором. И я очень рад, что во всём мире стали бороться с этой нехорошей привычкой.

- Что вы думаете о ненормативной лексике?
- Зависит от обстановки. В армии, например, ненормативная лексика, наоборот, – нормативная, а нормальная – ненормативная. На производстве в аварийных ситуациях или в военных условиях – нормально услышать подобное. В то же время где-то на уроке, в театре или в других людных местах это всё выглядит глупо и совершенно не совместимо с желанием людей отдыхать, быть приятными друг другу.

- Какое историческое время вызывает у вас наибольший интерес?
- В своё время Леонид Парфёнов начал рассказывать о нашем времени, но со своей позиции московского журналиста. Он приводил такие примеры, что у меня появилось огромное желание прочитать как можно больше литературы именно о том, что было 20-25 лет назад. Я сам был тому свидетелем. Но хочется не только свои воспоминания иметь в виду, но и оценки других людей, профессионалов. К сожалению, на это пока времени нет. Вот стану совсем пенсионером и займусь. Это было наше переходное время, мы как-то в нём жили, но его не заметили. Мне оно кажется очень интересным.

В чем заключается мужское счастье?

  • в крепкой семье
  • в хорошей работе
  • в девушках красивых рядом
  • в любимом автомобиле
  • в верных друзьях
  • в увлечениях (рыбалка, охота, футбол, коллекционироваие марок...)
  • нет счастья на земле...
  • Показать результаты

      Загрузка ...
     
    По теме
    Сегодня, 29 марта на базе МАДОУ комбинированного вида детский сад «Сказка» состоялось заседание районного методического объединения старших воспитателей и зональных руководителей групп дошкольного образования ОУ.
    И.о. министра здравоохранения РБ Роберт Иштуков поприветствовал участников II Евразийского неврологического конгресса, посвященного 100-летию со дня рождения Н.А.
    28 марта 2024 г. обучающиеся МБОУ Гимназии с.Чекмагуш Павловских (малых) медицинских классов посетили университет.
     В рамках проведения мероприятий, посвященных Дню молодого избирателя, в Центральной районной модельной библиотеке села Караидель прошел информационный час «Будущий избиратель».
    Ежегодно 25 апреля в разных странах мира отмечается необычный праздник – Международный День ДНК (DNA Day), в знак признания важности генетики и научных достижений, сделанных в этой области.
    С 28 по 29 марта в Альшеевском районе на базе Социально-культурного центра с.Раевский проходит  Республиканский конкурс-фестиваль театрально-фольклорных групп «Жемчужины Башкортостана».
    Знакомство с историей родной республики - УФССП по Республике Башкортостан Молодежный совет Главного управления ФССП России по Республике Башкортостан посетил национальный музей Республики Башкортостан – богатейшее хранилище памятников прошлого,
    УФССП по Республике Башкортостан
    26 марта в Уфе, в выставочном комплексе «ЭКСПО», стартовал Агропромышленный форум и 34-я международная выставка «АгроКомплекс» - крупнейший смотр достижений отечественного АПК.
    Калтасинский район
    Мастер-класс по английскому языку прошёл в игровой форме. - Красное Знамя 19 марта в Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г.Нефтекамска педагоги дополнительного образования Дворца творчества детей и молодёжи Ольга Каримова, Татьяна Лобова,
    Красное Знамя
    Совет по качеству - ГБУЗ РБ ГКБ №13 28 марта в ГБУЗ РБ ГКБ № 13 г. Уфа состоялся 34 Совет по качеству.  Понятие «качество» многогранно.
    ГБУЗ РБ ГКБ №13
    Конкурс чтецов выявил много одарённых студентов-медиков, влюблённых в поэзию. - Красное Знамя 21 марта в Нефтекамской городской больнице совместно с будущими коллегами из Нефтекамского филиала Бирского медико-фармацевтического колледжа прошёл праздник, посвящённый Всемирному дню поэзии.
    Красное Знамя
    ПОЗДРАВЛЯЕМ! С Юбилеем!!! - РКИБ Сегодня у нас аж целых два юбилея - у заведующего инфекционным отделением №2, врача-инфекциониста Розы Зуфаровны Гумеровой и Алёны Наиповны Бургановой – врача-инфекциониста, к.м.н., доцент кафедры инфекционных болезней БГМУ.
    РКИБ
    В ФБУ «ЦСМ им. А.М. Муратшина в Республике Башкортостан» состоялось профсоюзное собрание - Центр стандартизации, метрологии и сертификации В ФБУ «ЦСМ им. А.М. Муратшина в Республике Башкортостан» подвели итоги выполнения в 2023 году социальных обязательств со стороны руководства и деятельности профсоюзной организации, членами которой являются 100 процентов сотрудников.
    Центр стандартизации, метрологии и сертификации
    Мелким бесом «Чичиков» внедрился в НМТ… - Вечерняя Уфа В Национальном Молодежном театре РБ имени Мустая Карима 5 апреля пройдет премьера спектакля «Брат Чичиков», в основу которого положено знаменитое произведение Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»,
    Вечерняя Уфа