Она, музыка и дети вместе уже почти полвека

Первое впечатление – хочется её защитить. Интеллигентная, тонкая, со стремительной птичьей походкой. И  живёт музыкой  . Через несколько минут разговора с   изумлением понимаешь: это у неё впору искать защиты от жизненных невзгод.

 

УРОК В НАГРАДУ

Светлана Васильевна Воронина преподаёт общее фортепиано в филиале ДМШ № 1, что по ул.Артёма. Она, музыка и дети вместе уже почти полвека.

Когда педагог и её ученица Алсу Зайнуллина играют в четыре руки, пространство расступается. Вокруг только воздух, в котором нежишься, – он пропитан музыкой, как солнцем.
- Одно удовольствие работать с этим ребёнком, – говорит Воронина. – И у меня все такие. Это (уже о музыке – Е.Я.) «Экспромт» Салавата Низамутдинова. Поражаюсь его гениальности: будто специально для общего фортепиано создано, мелодия ложится на любое ухо. Даже если человек не любил башкирские мотивы, через «Экспромт» обязательно полюбит.
- Мне нравится заниматься у Светланы Васильевны: мне с ней легко, мы можем поговорить обо всём, – признаётся тихоня-Алсу, когда педагог выходит на минутку.
- Алсу – флейтистка, учится у Марины Геннадьевны Гайнуллиной, – Воронина возвращается, бережно кладёт ладошку девочки в свою и показывает мне, будто диковинный цветок. – Видите, какая рука нежная, пальчики хрупкие… Очень трудно такую руку поставить. Поэтому фортепиано для неё – не специальность, а факультатив, для души. Я вот на флейте, как она, никогда не сыграю, а она на фортепиано хоть элементарно, но – пожалуйста.
- Мы действительно разговариваем, – проводив ученицу, продолжает Светлана Васильевна. – Играем «Тёмную ночь» – и говорим о блокадном Ленинграде, о том, кто это – Богословский, кто это – Марк Бернес. О том, как людям было голодно, больно и страшно в ту войну, а музыка помогала, спасала…
К счастью для педагога и ребят, на общем фортепиано они вольны выбирать себе репертуар. Так, один из учеников Ворониной, подросток-скрипач, скачал из Интернета музыку из фильма про Шерлока Холмса и играет её. Но и «Цветы» Рима Хасанова играет тоже: у них со Светланой Васильевной уговор – одну пьесу выбирает он, другую педагог. Кстати, если будущий музыкант плохо успевает по своей основной специальности, уроки общего фортепиано ему не предложат. Этот предмет – своего рода награда.
- Каким всё-таки педагогу надо обладать терпением: пока пьеса по-настоящему зазвучит, сколько будет неуклюжих попыток и фальшивых нот…
- Что вы, разве это беда! – смеётся Воронина. И, посерьёзнев, добавляет: – Вот если вы в жизни фальшивите, музыка этого не простит. Человек неискренний, к сожалению, ни на инструменте, ни в вокальной партии ничего не сможет исполнить так, чтобы ему поверили.
- Даже если он забудет о себе и постарается вникнуть в замысел композитора?
- А чем вникать-то, если душа нечиста? Нечем…

ОПЕРА ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА

На занятии по ритмике у Людмилы Бруновны Лир – театральная игра: дошколята изображают Хмурилок и Смешилок, пытаются почувствовать себя цветами и перевоплощаются в эльфов, которые прячутся от дождя под мухомор. Воронина аккомпанирует – звучит «Детский альбом» Гречанинова. Дети, кажется, счастливы.
- Музыка – это нечто математически выверенное и упорядоченное, а дети – хаос и непредсказуемость. Как вы их друг с другом примиряете?


- Очень просто. Маленькие дети (это, кстати, и в больших детях есть, и во взрослых) приходят за чудом. И они его получают. Я им говорю: нам такая дверь приоткрылась, что если человек в неё войдёт, он с каждым, абсолютно с каждым найдёт общий язык. Без словарей. Если окажутся вдруг в одной комнате музыканты – мы с вами, немец, итальянец, афроамериканец, индиец – и перед всеми нами поставят ноты, мы сыграемся. Музыка – живой язык. А ещё живая машина времени: мы, увы, не можем услышать, как читал свои стихи Пушкин. А представить, как пел Глинка, – можем. Разве это не чудо?


О чудесах и о малышах Ворониной известно многое: мама двоих уже взрослых сыновей, она 18 лет проработала музыкальным руководителем в детском саду № 81. Бывшие детсадовцы, нынешние 30-летние, до сих пор её на улице останавливают радостным: «Светлана Васильевна, вы меня помните?». Педагог терпеливо уточняет, как зовут, в какую группу ходил, и… чаще всего действительно вспоминает.
- Правду говорят: нет ничего более постоянного, чем временное, – улыбается Воронина. – Я ведь в садик устраивалась, как тогда думала, всего на год, а получилось надолго.
- И вам не было тесно столько лет ребятишек к утренникам готовить?
- К счастью, можно работать по-другому: можно учить детей, во-первых, двигаться под музыку, во-вторых, слушать музыку, в-третьих, петь и, в-четвёртых, под музыку играть. Если эту схему использовать на каждом занятии, дошколята могут достичь отличных результатов. Правда, для педагога это чёрная работа. А для меня это был бесценный опыт подготовки пяти-шестилеток к возможному поступлению в музыкальную школу. До сих пор помню Эльвиру Булатову, с которой мы завоевали Гран-при на фестивале «Золотой петушок». (Она, кстати, впоследствии отлично закончила нашу школу по классу фортепиано у замечательного педагога Майи Алексеевны Дятловой). Но главным я считала убедить родителей отдать малышей в свою родную музыкальную. Некоторые мне доверялись и соглашались возить ребятишек с ул.Коммунистической на «Соду».

По сути, Воронина в профессии – однолюб: в первой музыкальной школе училась, здесь же начинала работать и сюда же, после длительной паузы, вернулась десять лет назад. За возвращение она благодарна Ирине Ивановне Мамонтовой, ею же искренне восхищена как директором, который понимает: среда обитания определяет сознание. С новым оснащением и современным дизайном у школы словно открылось второе дыхание. А то, что престиж музыкального образования сегодня высок как никогда, для Светланы Васильевны само собой разумеется:
- Время отбирает и оставляет для будущего самое ценное. Я не знаю ни одного человека, который, послушав Баха, сказал бы, что это некрасиво или это не нужно. Недоумение поначалу возможно, отторжение – нет. А людей без музыкальных способностей просто не бывает (единственная возможная помеха – глухота). Любой здоровый человек может так или иначе быть связан с музыкой, как любой из нас способен к счёту. С раннего детства человек интуитивно тянется к музыке, причём к живой.
Однажды в садике я ставила музыкальную сказку, очень похожую на оперу. Как раз появились первые синтезаторы, и на маленькой «Ямахе» супруг записал очень хорошую фонограмму. Но детям она оказалась не нужна, они не захотели под неё петь. И были глубоко правы. При сегодняшних технических возможностях мы можем услышать музыку какую угодно и где угодно, но воздействует на нас – даже на физиологическом уровне – только музыка живая. Она нас эмоционально воспитывает, интеллектуально развивает и даже лечит. Недаром, если верить проведённым в Японии исследованиям, маме, мечтающей родить ребёнка, не бедного эмоциями, рекомендуется слушать Чайковского, а математические склонности развивает музыка Моцарта. Ощущать гармоничность мира помогают произведения Шуберта, а быть психически устойчивым – сочинения Гайдна…

ПОВОД ДЛЯ СЧАСТЬЯ

- А ведь всё было против того, чтобы я училась музыке, – вспоминает Воронина. – Все началось с того, что напротив моего дома начали строить школу. Когда её открыли и мимо меня стали ходить ученицы с папками на верёвочках, зависти моей девичьей не было предела. Я часами стояла под этими окнами. Люди играли гаммы, этюды, упражнения для беглости пальцев, а мне это казалось изумительной музыкой. Когда в 1963-м году открылось вечернее отделение, мне было 12. Другие в этом возрасте играли сонаты, инвенции и детские альбомы, а я пришла в первый класс. Было куплено пианино «Одесса», с рук, за 700 рублей – это при зарплате родителей в 180 рублей и при том, что нас, детей, у них было трое… Низкий поклон моим родителям за то, что я имею такую специальность… И учителей своих я всю жизнь вспоминаю с благодарностью: Майю Леонтьевну Автину, Надежду Дмитриевну Курбатову, Инну Васильевну Зуйко, Владимира Сергеевича Беляева, Розалию Захаровну Зелину… Я счастливый человек: мои замечательные коллеги – это ещё и мои друзья. И я точно знаю: здорово, когда специальность и любимая работа совпадают.

В чем заключается женское счастье?

  • в крепкой семье, детях
  • был бы милый рядом
  • в карьере
  • в верных подругах
  • в красоте и здоровье
  • в чем-то неизвестном
  • нет счастья на земле...
  • Показать результаты

      Загрузка ...
     
    По теме
    Данный проект – это однодневные туры по Республике Башкортостан для граждан пенсионного возраста 55+  из Указа Главы РБ от 01.10.2020 N УГ-417 (ред.
    Ирина Волк, телеграм - Башинформ Фото:Ирина Волк, телеграм Сотрудники управления МВД России по Стерлитамаку при мониторинге интернета выявили видеозаписи, на которых интернет-стример допустил высказывания, оправдывающие терроризм,
    Башинформ
    Внимание! Розыск! - УФССП по Республике Башкортостан Отделением судебных приставов по Стерлитамакскому району ГУФССП России по Республике Башкортостан за неуплату денежных средств на содержание несовершеннолетней дочери разыскивается Азнаев Азамат Дальмирович.
    УФССП по Республике Башкортостан
    В Уфе пройдет совещание по борьбе с онкологическими заболеваниями - Красное Знамя Как сообщает пресс-служба министерства здравоохранения Башкортостана, 29 марта в Уфе пройдет совещание «Борьба с онкологическими заболеваниями в Республике Башкортостан: диагностика, лечение, маршрутизация».
    Красное Знамя
                                                                                                            На заседание Совета                                                                                              
    ОМВД по Нефтекамску