Когда я слышу от взрослых людей: «Детство – самая счастливая пора!», откровенно недоумеваю. Может, они сразу взрослыми родились или напрочь забыли, что такое детство? Это же пора тотальной беспомощности: ты понятия не имеешь, что можешь, и кто из тебя получится. Ощущение счастья приходит с первыми победами. Но где их взять?
На днях город поздравлял победителей и призёров городского, регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников. Мы спросили призёров заключительного этапа, почему, по их мнению, именно они получили признание в масштабах страны?
– Я много готовился, – признаётся десятиклассник лицея № 3 Марат Шамсиев. – В олимпиаде по технологии я участвую третий год подряд, на этот раз моими соперниками были около 80 человек. Чем я горжусь? Например, тем, что сумел самостоятельно освоить фрезерный станок с ЧПУ. Как начал заниматься на уроках технологии в пятом классе, так практически сразу понял: это то, что мне нравится. Спасибо моему учителю Алексею Петровичу Фёдорову. Я считаю, главное – настаивать на своём: меня родители пытались отдать в спорт, в музыку… Бесполезно: я сам нашёл то, что мне нужно. Обожаю мелкую работу, хочу стать ювелиром.
– Заключительный этап олимпиады по праву проходил в Нижнем Новгороде. Стать призёром мне помогло эссе: я люблю писать сочинения, – рассказывает Виолетта Переведенцева, ученица десятого класса гимназии № 5. – Моё эссе было о ювенальной юстиции. К олимпиаде меня готовила мой учитель Лилия Талгатовна Шамсиева. Я пока не знаю, какую профессию выберу: мне интересны и юриспруденция, и генетика (я учусь в химико-биологическом классе). Мне с пятого класса нравились предметы естественно-научного цикла. И очень привлекала профессия учёного. Я считаю, что дети не знают, в чём они могут проявить себя, и учителя должны давать им больше возможностей – предлагать участвовать в олимпиадах, например. Ребёнок будет пробовать себя и найдёт те предметы, где у него больше получается. Хорошо, когда родители на стороне детей. Моя мама часто говорит мне: «А почему бы не попробовать вот это?..». И только я потом решаю, нужно мне это занятие или нет.
– Родители дают мне свободу и моральную поддержку, – с благодарностью говорит девятиклассник гимназии № 1 Виктор Ковешников. – Я могу сказать: «Устал, не хочу идти в школу». А они мне: «Не ходи». Конечно, я иду. Английский я люблю со второго класса: с Ниной Анатольевной Жулаевой мы наработали хорошую базу, а с шестого класса я сам смотрю видео и слушаю радиопередачи на английском. Сейчас мне очень нравится обществознание: когда я приехал на заключительный этап олимпиады в Смоленск, атмосфера там была нереальная. 60 участников, прекрасные умные люди. Перед олимпиадой мы с моим учителем Натальей Николаевной Муратшиной каждый день встречались, я усердно готовился, две недели подряд ежедневно эссе писал на разные темы (в Смоленске я в своём эссе отстаивал представительную демократию), прочитал много литературы по политологии, открыл для себя интереснейших авторов. Из наук мне нравится экономика, очень интересна бизнес-информатика. А вот физика не нравится: читаю параграфы – не запоминаются почему- то… Как найти по-настоящему своё? Я считаю, нужно много всего перепробовать. Мне повезло: по всем предметам, к которым я неравнодушен, у меня отличные учителя. А ещё важно много читать. Художественная литература мотивирует на то, чтобы менять мир. Многие мои ровесники не знают, чего хотят от жизни, а я люблю Брэдбери, Оруэлла. Они в своих художественных мирах создают антиутопии, их мир не очень хорош, и я очень хочу сделать жизнь лучше.