“Победа” для победителей. Отмечаем 70-летний юбилей двух великих символов страны

Нынешний год войдёт в историю, как год 70-летия двух наших великих побед: в Великой Отечественной войне и легенды нашего автопрома – автомобиля «Победа». Насчёт легенды – это не преувеличение. Ни до, ни после этого наша автомобильная промышленность не вырывалась в мировые лидеры.

СИМВОЛ МИРНОЙ ЖИЗНИ

Все разговоры о том, что наши конструкторы «слизали» эту машину с зарубежных аналогов, мягко говоря, не соответствуют действительности. Сходство только внешнее. Это был первый автомобиль с несущим кузовом (все механизмы крепились не к раме, а к кузову) и один из первых в мире – с кузовом полностью понтонного типа (без выступающих крыльев, подножек и фар), обеспечившим ему идеальную аэродинамику. Неудивительно, что благодаря «Победе» по многим параметрам мы тогда в автомобилестроении стали впереди планеты всей. Все массовые автомобили с передним расположением двигателя, появившиеся после «Победы», построены по такой схеме.

Вообще-то, первый «народный» автомобиль вышел из цехов лишь в 1946 году. Но «зачат» он был 19 июня 1945-го, когда Госкомиссия во главе с товарищем Сталиным приняла соответствующее решение. А если ещё точнее, работа над техникой мирного времени началась ещё в 1943-м, в разгар Великой Отечественной войны. Ещё грохотали взрывы под Сталинградом, ещё в затемнённых цехах Горьковского автомобильного завода сходили с конвейеров миномёты, танкетки, броневики, автомобили-разведчики, а на столах конструкторов уже вырисовывались контуры будущей «Победы». Существует красивая легенда о том, что первоначально машину хотели назвать «Родина», но Сталин, якобы, многозначительным вопросом: «Почём Родину продавать будете?», поставил крест на этом названии.

Еще одна легенда о «Победе», будто у неё кузов – броня, аж в 3 мм. На самом деле, максимальная толщина металла в нём – 1 мм (хотя по нынешним меркам это очень даже немало). Основная часть кузова имеет толщину от 0,6 до 0,8 мм.

Всего было выпущено 235999 машин, включая 14222 кабриолетов и 37492 такси. Кстати, в отличие от западных собратьев, кабриолет у нас стоил дешевле. Ничего удивительного: при нашем климате открытая машина не пользовалась спросом: даже «народный» автомобиль для советского человека всегда оставался роскошью, и брать машину, на которой можно было ездить только в летнюю жару, было непозволительным расточительством с «буржуйскими» замашками. Да и внешне кабриолет не производил впечатления: брезентовая крыша скатывалась вместе с задним стеклом. Была и другая модель, созданная специально для целины. И это был первый в мире серийный комфортабельный внедорожник.

Доподлинно неизвестно, когда «Победы» начали рассекать улицы Стерлитамака. Скорее всего, это были первые такси, появившиеся в городе в 1948-49-м годах. Зато известно имя первого и единственного тогда городского таксиста. Его звали Фёдор Мальцев. Потом «Побед» стало целых три. Таксопарк располагался по ул. Мира, там, где ныне часть двора аптеки «Инсайт». А напротив драмтеатра была стоянка такси (на снимке).

В своё время мне удалось застать одного из первых таксистов города, ветерана Великой Отечественной войны Д.В.Михайлова, человека очень яркой и сложной судьбы.

- Поначалу клиентов было немного, – вспоминал Денис Васильевич. – Да и город был небольшой – меж двух речек умещался. За полчаса пешком можно было обойти. Иногда машины заказывали на свадьбу.

Это сейчас белой иномаркой длиной с автобус никого не удивишь. А тогда жениху и невесте подкатить в загс на «Победе» считалось шиком. Потом клиенты потянулись. Часто заказывали машину на пикник. Война кончилась, людям хотелось пожить красиво. Путёвки в санатории или на юг были редкостью, вот и заказывали такси на весь день, куда-нибудь на природу.
Это был первый массовый комфортабельный отечественный автомобиль с отличной маневренностью, мягким ходом (высокие колёса обеспечивали хорошую проходимость по нашим дорогам), мощными тормозами, с освещением салона, с зеркалом заднего вида (правда, заднее окошко было крошечным, к тому же покатым – обзор оставлял желать лучшего), задним багажником, с указателями поворота и прочими «телячьими нежностями», вроде отопления салона, мягкой подвеской колес, вентиляцией. Обратите внимание на снимок: на машинах нет боковых зеркал заднего вида.

- А зачем они? – усмехнулся в разговоре Денис Васильевич. – Тогда машин было немного. За день две-три машины по улице проскочат – и всё. Так что вполне обходились салонным зеркалом заднего вида.

ЦЕНА «ПОБЕДЫ»

Сегодня в городе найдётся пара-тройка владельцев этого легендарного автомобиля. Все – энтузиасты своего дела, сумевшие реанимировать старые, отслужившие свой срок раритеты. По старой памяти я обратился к двум из них: владельцу антикварной лавки Кириллу Елсукову и музыканту Радику Галимзянову. Оба они не раз уже бывали героями наших публикаций. Но оказалось, что оба распрощались со своими «Победами». Кирилл продал её и обзавёлся 21-й «Волгой». Это уже вторая его «Волга». Всё на ней родное, от лампочек на фарах до ковриков.

- Практически все основные детали Горьковского автозавода были взаимозаменяемы, – рассказывает Кирилл. – Двигатель от «Волги», коробка передач, мосты идеально подходят к «Победе». Но задний мост «Победы» имеет свои особенности. Колесо держится не на 4-х болтах, а на одной контргайке. Это небезопасно: я на своей «Победе» каждую неделю проверял, не разболтались ли колеса. Кстати, на «Победу» не любой бензин подойдёт. В том смысле, что он рассчитан на 72-й, который давно не выпускается. Заливаем восьмидесятый. Зальёшь 92-й – спалишь движок.

А «Победа» Радика вместе с его инвалидкой-«моргуновкой» (названной так в честь героя Е.Моргунова из фильма «Операция «Ы») ушли к народному артисту Татарстана Салавату Фатхетдинову. Был у Радика и «Мерседес-бенц». Вернее, то, что когда-то было «Мерседес-бенцем». Кстати, именно на такой машине Штирлиц разъезжал в «Семнадцати мгновениях…». И «Опель» старинный был. Но оба находились в столь плачевном состоянии, что Радику пришлось от них избавиться.

Разговор сразу зашёл о «легендарных» машинах и их владельцах. Например, у того же Салавата Фатхетдинова таких раритетных транспортных средств с десяток: Газ-21 «Волга», «Победа», «инвалидка», «горбатый запор» (ЗАЗ-965), «Москвич-401», несколько мотоциклов… В Стерлитамаке есть кому с ним тягаться. Например, предприниматель Сергей Вячеславович Титов, у которого, по свидетельству знающих людей, – целый музей ретромашин.

Поговаривают, что по Башкирии разъезжает «Победа» одного из бывших министров обороны СССР. Особенно популярна в городе легенда о владельце «Победы», которая изначально принадлежала Московскому нарсуду, затем её владельцем, якобы, была Народная артистка СССР Татьяна Пельтцер. Достоверность этой легенды проверить трудно, но вот что любопытно: одно время Татьяна Ивановна вынуждена была подрабатывать на машиностроительном заводе АМО (позже – ЗиЛ), где главным конструктором был ее брат Александр. Со временем он увлёкся разработкой первых советских гоночных автомобилей «Звезда», сам испытывал их, стал трижды рекордсменом Советского Союза. Но в 1936 году он оставил пост главного инженера АМО, как написано в архивах, «по причине выезда из Москвы». Чем была вызвана эта причина, и куда Александр Иванович уехал, теперь тоже неизвестно. Но 36-й год – время, которое говорит само за себя…Как бы там ни было, за одной «Победой», что ржавеет в одном из гаражей стерлитамакца, тянется такой шлейф легенд.

Мой вопрос, сколько может стоить сегодня «Победа», не удивил моих собеседников – привыкли.

- Смотря в каком состоянии, – рассудил Кирилл. – Хорошая машина, что называется, «от и до» на полмиллиона потянет. А нереставрированная, но на ходу – от 40 до 110 тысяч, наверное. Многие думают, что реставрация старинных авто – дело прибыльное. Как-то в СМИ прошла информация о том, что в Германии какой-то толстосум купил «горбатый» «Запорожец» за 5 тысяч долларов. Но чтобы продать его за такую сумму, нужно вложить в него тысяч двести в рублях и потратить уйму времени.
Реставрация – дело тонкое и дорогостоящее. Правда, сейчас стало чуть полегче в том плане, что появились новые сервисные технологии: краскопульты, шпатлёвки, запчасти. В Интернете можно найти «доноров» запчастей. Но и сейчас непросто уговорить мастеров на такое дело. Им проще отремонтировать десять современных машин, чем одну старинную.

Ещё одна проблема – техосмотр. На такой машине больно не разъездишься. По большому счёту они не отвечают современным требованиям ТО. Рассказывают, один такой владелец «Победы», чтобы пройти техосмотр, перекрасил двигатель (отмыть его было невозможно) и снял ручник (инспекторам ГИБДД сказал, что в то время их вообще не было, – поверили).

И в заключение. В своё время мне доводилось пару раз прокатиться на «Победе». Что больше всего поразило: наши убитые дороги машина рассекала как пушинка на ветру. По моей просьбе владелец раскрыл капот на холостом ходу. Вентилятор еле крутил лопастями, казалось, ещё чуть-чуть и движок заглохнет. Но он продолжал работать и работать. Как часы. Это была действительно легенда. Победа нашего автопрома. Жаль только, единственная.

 
По теме
Работники центров продажи услуг ОАО «РЖД» на Куйбышевской железной дороге смогли привлечь 40 новых клиентов в сфере грузовых перевозок за два месяца 2024 года.
Олег Яровиков - Башинформ Фото:Олег Яровиков Сегодня с 9 до 14 часов по местному времени будет ограничено движение большегрузного транспорта на участке км 1480+000 (Федоровка) — км 1548+651 (граница с Челябинской областью) федеральной трассы М
Башинформ
Работники центров продажи услуг ОАО «РЖД» на Куйбышевской железной дороге смогли привлечь 40 новых клиентов в сфере грузовых перевозок за два месяца 2024 года.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства
Ирина Волк, телеграм - Башинформ Фото:Ирина Волк, телеграм Сотрудники управления МВД России по Стерлитамаку при мониторинге интернета выявили видеозаписи, на которых интернет-стример допустил высказывания, оправдывающие терроризм,
Башинформ
Внимание! Розыск! - УФССП по Республике Башкортостан Отделением судебных приставов по Стерлитамакскому району ГУФССП России по Республике Башкортостан за неуплату денежных средств на содержание несовершеннолетней дочери разыскивается Азнаев Азамат Дальмирович.
УФССП по Республике Башкортостан
В Уфе пройдет совещание по борьбе с онкологическими заболеваниями - Красное Знамя Как сообщает пресс-служба министерства здравоохранения Башкортостана, 29 марта в Уфе пройдет совещание «Борьба с онкологическими заболеваниями в Республике Башкортостан: диагностика, лечение, маршрутизация».
Красное Знамя
                                                                                                        На заседание Совета                                                                                              
ОМВД по Нефтекамску