Поэму Твардовского в русском театре превратили в спектакль-концерт

К 70-летию Победы в русском драматическом театре поставили «Василия Тёркина» (фото) . Более популярной поэмы о войне не было и нет в нашей литературе. Читая её, ощущаешь, как ритм стиха постепенно превращается в музыку войны, и она максимально передаёт ощущение тревоги, усталости от военного труда, чувство радостного возмездия, упоение победой над врагом. Режиссёр-постановщик Людмила Исмайлова, художник-постановщик Наталья Белова, хореографы Татьяна и Сергей Кафлевские превратили поэму в спектакль-концерт.

Со сцены звучат знакомые с детства стихи Александра Твардовского: «Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, снег шершавый, кромка льда… Кому память, кому слава, кому тёмная вода – ни приметы, ни следа». Театральная постановка идеально соответствует эстетике, которую определил автор поэмы: «Вот стихи, и всё понятно, всё на русском языке». В спектакле нет пустых новаций, красивостей, непонятных подтекстов. Всё чисто, ясно, прозрачно, как вода в роднике. Герои говорят частушечным хореем, и у зрителей возникает ощущение тесной связи с родными корнями. Геометрически выверенные мизансцены и выразительные мобильные деревянные конструкции иллюстрируют кошмар отступления, стойкую оборону и коллективный ратный труд, увенчавшийся Победой.

Театральное действо начинается с песни. Её поёт, конечно, Василий Тёркин (Руслан Алеев). Поскольку образ народного героя Отечественной войны – собирательный, Тёркиных в спектакле несколько. И каждый хорош на свой манер. Но есть у них одно объединяющее качество – весёлое презрение к смерти и способность шутить в самых трагических ситуациях: «Жить без пищи можно сутки, можно больше, но порой на войне одной минутки не прожить без прибаутки, шутки самой немудрой».

Эпизод «Бой в болоте» – это рассказ об удивительной выносливости, мужестве и стойкости советских солдат. Василий Тёркин (Сергей Сапунов) подбадривает товарищей: «В своём болоте ты находишься сейчас. Ты в цепи. Во взводе. В роте. Ты имеешь связь и часть. Даже сетовать неловко при такой, чудак, судьбе. У тебя в руках винтовка, две гранаты при тебе». В поэме, как и в спектакле, нет ни грамма сентиментальности, однако иногда бывает трудно сдержать слёзы. Наши отступают. Тяжело! «Шёл наш брат, худой, голодный…». Проходили через деревню, где один из них оставил семью. Жена (Татьяна Дорофеева) встречает мужа (Денис Хисамов) и его товарищей. Артисты играют свои роли так просто и естественно, что создаётся ощущение реальности происходящего. Хозяйка встречает отступающих воинов как дорогих гостей, готовит угощение, похоже, из последних запасов… Скоро сюда придут фашисты… Страшно и больно! Сцена прощания трогала до слёз, хотя актёры играли её очень сдержанно, вынося сокровенные чувства в подтекст.

Эпизод с гармонью, разыгранный артистами Александром Чесноковым и Ильдаром Сахаповым, тоже разбередил душу. Невольно подумалось: какой бы страшной ни была последняя Отечественная война, она сплотила советских людей в одну нацию. Фронтовики подверглись не только нечеловеческим испытаниям, там, на войне, они узнали святость дружбы и любви: «Свет пройди – нигде не сыщешь, не случалось видеть мне дружбы той святей и чище, что бывает на войне»; «Нет, товарищ, не забудь на войне жестокой: у войны короткий путь, у любви – далёкий».

Никаких театральных инноваций в постановке о Василии Тёркине, на взгляд неискушённых зрителей, не было. Стиль и эстетика поэмы, как уже говорилось, идеально совпадали с миром спектакля. Но эпизод «Смерть и воин» выходила из ряда вон. Сергей Сапунов играл смертельно раненого Тёркина, который ни за что не хотел умирать. Играл, как и следовало играть, как об этом написал Твардовский. Но что касается смерти, тут не обошлось без оригинальной трактовки мрачного образа. Актриса Анжелика Гришкина, смиренно стоявшая до поры до времени в женском хоре (по образцу древнегреческого), вдруг распустила волосы, скинула с себя скромное платьице и оказалась в полупрозрачном белом одеянии. Оно каждой линией подчёркивало достоинства её обольстительной фигуры. Именно такой предстала Смерть перед Васей Тёркиным. Не худая курносая старуха с косой, а прекрасная Валькирия из германских саг. Класс! Наши воины ещё не бывали в немецкой Валгалле! Деловая Валькирия, как представитель передового Запада, предлагает Васеньке медовым голоском, не теряя времени, отправиться в мир иной: «А смотри-ка, дело к ночи, на мороз горит заря. Я к тому, чтоб мне короче, и тебе не мёрзнуть зря…». Но Сергей Сапунов в образе Василия – тёртый калач. Не с руки ему отправляться на тот свет, да ещё германский. Сопротивляется изо всех сил. Хотя противиться красавице в прозрачном платье, которая так соблазнительно изгибается и нагибается (детям до 16 лет вход воспрещён), уже нет никаких сил! Трудно сказать, чем бы дело кончилось, не появись санитары. Только Василий взглянул на одного из них (артиста Александра Шабаева) – такого по-русски неуклюжего, уютного, надёжного, симпатичного, как все смертельные соблазны померкли, словно вечерняя заря на тёмном небе. Импортная смерть в лёгких прозрачных одеяниях отступила, заняв исходную позицию, Анжелика, нарядившись в прежнее платьице, вернулась на место, где стояли её подруги (Галина Шулепова, Ольга Бовен, Регина Рушатова и Татьяна Дорофеева) – женщины, проводившие отцов, мужей, женихов, братьев на фронт: «Всех, кого взяла война, каждого солдата проводила хоть одна женщина когда-то». Они не только ждали фронтовиков, но и трудились, как мужчины, для фронта и для Победы.

На протяжении всей постановки со сцены звучали музыка и песни, стихи и прибаутки. Это отражало реальную действительность: «Не прожить, как без махорки, от бомбёжки до другой без хорошей поговорки или присказки какой». «Когда говорят пушки, музы молчат» – не про нас сказано. И не в этом ли несокрушимом и весёлом народном оптимизме кроется секрет Победы Советского Союза над фашистской Германией?

…Посмотрев спектакль, перечитала поэму Твардовского. И, похоже, не я одна. Так наш театр кого-то познакомил, а кому-то напомнил об одном из самых талантливых произведений о Великой Отечественной войне – эпической поэме «Василий Тёркин».

 
По теме
Сегодня, 29 марта, в Центральной районной библиотеке состоялся ежегодный районный конкурс сочинителей «Родники вдохновения – 2024» ,
Союз театральных деятелей РБ  приглашает лиц, причастных к культуре, принять участие в республиканском конкурсе чтецов «Мастер слова», который пройдёт 6 мая в Уфе.
В Сибае местный житель предстанет перед судом за убийство мужчины - Следственный комитет Сибайским межрайонным следственным отделом СУ СК России по Республике Башкортостан завершено расследование уголовного дела в отношении 68-летнего местного жителя по факту совершения им общественно-опасного деяния,
Следственный комитет
Совет по качеству - ГБУЗ РБ ГКБ №13 28 марта в ГБУЗ РБ ГКБ № 13 г. Уфа состоялся 34 Совет по качеству.  Понятие «качество» многогранно.
ГБУЗ РБ ГКБ №13
Конкурс чтецов выявил много одарённых студентов-медиков, влюблённых в поэзию. - Красное Знамя 21 марта в Нефтекамской городской больнице совместно с будущими коллегами из Нефтекамского филиала Бирского медико-фармацевтического колледжа прошёл праздник, посвящённый Всемирному дню поэзии.
Красное Знамя
ПОЗДРАВЛЯЕМ! С Юбилеем!!! - РКИБ Сегодня у нас аж целых два юбилея - у заведующего инфекционным отделением №2, врача-инфекциониста Розы Зуфаровны Гумеровой и Алёны Наиповны Бургановой – врача-инфекциониста, к.м.н., доцент кафедры инфекционных болезней БГМУ.
РКИБ
В ФБУ «ЦСМ им. А.М. Муратшина в Республике Башкортостан» состоялось профсоюзное собрание - Центр стандартизации, метрологии и сертификации В ФБУ «ЦСМ им. А.М. Муратшина в Республике Башкортостан» подвели итоги выполнения в 2023 году социальных обязательств со стороны руководства и деятельности профсоюзной организации, членами которой являются 100 процентов сотрудников.
Центр стандартизации, метрологии и сертификации
Мелким бесом «Чичиков» внедрился в НМТ… - Вечерняя Уфа В Национальном Молодежном театре РБ имени Мустая Карима 5 апреля пройдет премьера спектакля «Брат Чичиков», в основу которого положено знаменитое произведение Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»,
Вечерняя Уфа