ЯЗЫК ДО ОЛИМПИАДЫ ДОВЕДЁТ
В олимпиаде по русскому языку приняли участие 114 человек. В наш город съехались юные знатоки русского языка со всех уголков Башкортостана.
В БЛИ № 3, где проходит олимпиада, – лёгкий шум от общего волнения. Подхожу к девчатам, которые что-то оживлённо обсуждают:
- Русский язык – один из обязательных предметов ЕГЭ, поэтому вы здесь?
- Только отчасти. Нам нравится этот предмет. К тому же любопытно, почему слово имеет такую власть над человеком. Не зря ведь говорят, что словом можно убить, а можно и наоборот…
- Ну и как, выяснили?
- Пока только на подходе… Но язык нас до олимпиады довёл. Сейчас мы волнуемся и в то же время радуемся – кое-какие успехи у нас уже есть.
Девочки интуитивно почувствовали уникальное отношение русского народа к своему языку, к магии слова. О нём писал в «Истории русского народа» выдающийся учёный XIX века Н.И.Костомаров: «В особенности велика была у наших предков вера в тайное могущество слова. И мы, потомки, унаследовали её. Этим можно объяснить удивительное богатство и роскошь русской лексики». Наверное, не случайно участники олимпиады получили задание сделать перевод древнерусского текста. Да, но ведь в школе не изучают язык Киевской Руси – периода мощного расцвета древнерусской государственности.
- В школе не изучают, – говорит методист Стерлитамакского информационно-методического центра Е.Н.Мельникова, – зато учатся ему в «Олимпионике» – школе подготовки к олимпиадам. У ребят вызывают большой интерес законы, действующие в русском языке, которые изменяют и совершенствуют его структуру, увеличивая художественный потенциал. Всего этого не понять без чтения и изучения древнерусских текстов.
В положенное время участников олимпиады рассадили по аудиториям. Установилась такая тишина, что, казалось, было слышно, как за окном падают снежинки. Время летело незаметно. Наконец, всё позади. Олимпиада завершена. На торжественном закрытии объявляют результаты. Стерлитамакские школьники из БЛИ № 3, гимназий №№ 1, 2, 5 и школ №№ 7 и 31 завоевали 8 призовых мест. Особо стоит отметить учеников гимназии № 2: на их счету – три призовых места.
На сцене – два молодых человека в настоящих фраках. Под звуки вальса Иоганна Штрауса они объявляют о начале региональной олимпиады по литературе. В зале собрались все 129 участников, вместе с ними учителя и болельщики. Русский язык и литература, похоже, приобретают популярность у школьников. Этот вывод можно сделать, сравнивая количество участников региональных олимпиад. На олимпиаде по астрономии было 89 школьников, на химии – 108, а на русском языке – 114. Словом, по выражению молодёжи, филология рулит.
- Наступил Год литературы. Это каким-то образом повлияло на нынешнюю олимпиаду по литературе? – спросила я у руководителя городского методического объединения преподавателей русского языка и литературы С.А.Макрушиной.
- Есть изменения в организации. Олимпиада пройдёт в два этапа. Они займут два дня. На I туре ребята получат аналитическое задание, иначе говоря, им нужно сделать комплексный анализ текста. Они вправе выбрать или прозу, или поэзию.
- Что вы можете сказать об участниках олимпиады?
- К нам приехали школьники почти из всех городов нашей республики, много участников из сёл и деревень.
О подготовке школьников к олимпиаде рассказывает преподаватель гимназии № 1 Ольга Васильевна Шаталова:
- Прежде всего мы с ребятами читаем, читаем и ещё раз читаем. Учимся анализировать, применяя разные подходы – от анализа сюжета произведения до характеристики особенностей языка его автора. Бывает, пытаемся нащупать архетип… Словом, у нас в арсенале великое множество способов подготовки. Такая работа развивает у детей умение чувствовать текст. Стоит ещё учесть, что литература – ценность, прежде всего, духовная, следовательно, наши уроки – это не только прямая подготовка к профессии, но и разговоры по душам, дискуссии.
С Ольгой Васильевной полностью согласна преподаватель русского языка и литературы гимназии № 1 города Кумертау Татьяна Николаевна Юлусова:
- Хороший урок литературы – это действительно разговор по душам. Не перемалывать же с ребятами прописные истины о живоглоте Гобсеке. На уроках мы читаем, анализируем тексты, учимся писать сочинения в разных жанрах: очерки, эссе, театральные рецензии, критические статьи и т.п.
Трудно ли быть учителем литературы в наше прагматичное время? Нисколько! Я получила хорошую подготовку в Стерлитамакском педагогическом институте. Училась у В.А.Зарецкого, О.М.Трахтенберг, А.Г.Сударикова, Л.М.Линецкой. Современные дети, как в своё время и мы с вами, ценят учителей, которые вещают не по учебнику, но в то же время способны заинтересовать предметом и дать прочные знания. Именно этому я старательно училась у моих любимых преподавателей. Старания мои оправдались. В 33 года я стала заслуженным учителем РБ. А потом три года работала в школе при посольстве Российской Федерации в Великобритании. В этой стране с огромным интересом относятся к русской литературе – как классической, так и современной.
- Один довольно известный английский критик Питер Лоу, специалист по русской литературе, в интервью журналу «Иностранная литература» сказал: «Если бы русским дали плодородную землю, которая давала по два урожая в год, то скоро о плодородии и речи бы не вели, зато в этих местах расцвела бы великая литература».
- Это довольно предвзятое отношение к нашей стране. К тому же, Питеру Лоу невдомёк, что в России к поэту относятся как к пророку, который «глаголом жжёт сердца людей». А писатель обычно воспринимается как учитель жизни. Русская литература из индивидуумов превращает нас в личности. А это важнее материальных ценностей. Наши дети тоже не исключение. Это очень заметно на филологических олимпиадах. Посмотрите, какие отличные ребята собрались здесь!
В пятницу, 23 января, был первый день олимпиады. Она началась в 9 часов и завершилась в 3. Второй пришёлся на субботу. В воскресенье подвели итоги. И на торжественном закрытии объявили победителей и призёров. Стерлитамак снова оказался на высоте. Абсолютным победителем олимпиады среди 10-х классов стала ученица преподавателя гимназии № 1 Н.Э.Козыревой Лилия Мурадымова. Ученики гимназий №№ 1, 5, лицея № 1, БЛИ № 3 и школ №№ 7 и 30 завоевали шесть призовых мест.