У нашей школы большая и славная история. А историю, как известно, делают люди. Средняя школа № 3 всегда славилась талантливыми учителями и руководителями. Каждый из них в меру своих сил и способностей внёс достойный вклад в становление и развитие школы. Но одной из самых ярких личностей, оставивших неизгладимый след в её истории, безусловно, является Николай Павлович Семёнов. Четверть века, с 1950-го по 1975 год, этот талантливый педагог и организатор, замечательный учитель и прекрасный человек возглавлял педагогический коллектив нашей школы.
Это время по праву можно назвать эпохой Семёнова . Под его руководством в школьную практику смело внедрялось всё новое, передовое. Школа не только шла в ногу со временем, но и значительно опережала его. Здесь проводилась большая работа по повышению качества обучения, подготовке учащихся к жизни и труду. Выпускников школы отличали глубокие и прочные знания, трудолюбие и активная жизненная позиция.
В то время в школьном образовании делался упор на трудовое воспитание и политехническое обучение. Немало усилий приложил Николай Павлович для организации и оснащения школьных мастерских станочным оборудованием, инструментом и учебным материалом. Тогда же на базе Стерлитамакского совхоза-техникума был создан и загородный стационарный трудовой лагерь, который долгое время был единственным.
Педагогический коллектив школы успешно и своевременно перешёл к 11-летнему среднему политехническому образованию с производственным обучением. За сравнительно короткие сроки здесь были введены новые учебные планы и программы, а на швейной фабрике, станкостроительном заводе и фабрике бытового обслуживания созданы учебные классы и оборудованы рабочие места, где ученики проходили практику. Выпускники школы 60-х годов вместе с аттестатом о среднем образовании получали свидетельства о присвоении той или иной профессии с установлением конкретного квалификационного разряда.
Трудовое обучение, политехнизация вызвали и новое направление школьной работы – профессиональную ориентацию, главной задачей которой было формирование у учеников знаний и понятий о рабочих профессиях. На предметных уроках школьников знакомили с различными профессиями и основными отраслями промышленного и сельскохозяйственного производства. Николай Павлович требовал от классных руководителей и учителей-предметников организации экскурсий для учащихся старших классов на промышленные предприятия города. Этой же цели служили и тематические школьные вечера с участием известных в городе передовиков производства, руководителей заводов и фабрик. Школа достигла хороших результатов в профессиональной ориентации учащихся. Её опыт успешно перенимали и активно внедряли другие школы города. Большой победой педагогического коллектива и заслугой его директора был успешный переход на кабинетную систему обучения в 60-е годы.
Огромное значение придавалось внеклассной и внешкольной работе, о чём свидетельствуют десятки кружков и спортивных секций. Своими передовыми позициями в городе по вопросам физкультурной, спортивной и начальной военной подготовки школа также во многом была обязана своему директору.
Директора школы можно было встретить в школьном буфете, в Доме пионеров, в школьной и городской библиотеках, на городских спортивных соревнованиях, в трудовом лагере, на туристическом слёте. Его заботило, где и чем занимаются учащиеся школы во внеурочное время, и не давала покоя высочайшая личная ответственность за жизнь и здоровье учеников. Николай Павлович требовал от классных руководителей и учителей более активного использования во внеклассной работе расположенных вблизи школы кинотеатра и драмтеатра, Дома пионеров, педагогического института. Школьники тех лет, конечно, помнят походы всем классом в кино и театр. И нередко просмотренные спектакли и фильмы потом становились предметом обсуждений и диспутов на уроках и классных часах.
В середине 60-х годов Н.П.Семёнов стал одним из главных инициаторов открытия на базе педагогического института вечернего лектория для учащихся выпускных классов городских школ. Здесь по вечерам ведущие преподаватели вуза читали обзорные лекции по математике и физике, давали практические советы и рекомендации по решению задач, предусмотренных программами вступительных экзаменов в вузы.
Под его пристальным вниманием была и работа с так называемыми трудными подростками и неуспевающими учениками . Он выработал чёткую систему, объединяющую усилия педагогического коллектива, родительской общественности с привлечением городских организаций, занимающихся детьми. Умело подключал к этим вопросам и органы школьного самоуправления, всегда поддерживал инициативы пионерской и комсомольской организаций.
Ветеран Великой Отечественной войны, он хорошо осознавал всю важность патриотического, военного и физического воспитания школьников. При нём был создан один из первых поисковых клубов – «Красная гвоздика», который успешно занимался изучением истории 170-й стрелковой дивизии, сформированной в 1941 году в г.Стерлитамаке.
Человек демократичных взглядов, Николай Павлович был далёк от запретов на занятия и увлечения школьников, выходящие за рамки школьных программ и установленных норм . Я не помню линеек, собраний, на которых осуждались увлечения советской молодёжи джазовой музыкой и западными танцами, но хорошо помню, что на школьных вечерах танцевали запрещённые твист и чарльстон, а со сцены наряду с песнями А.Бабаджаняна, Ю.Саульского, А.Пахмутовой, Б.Окуджавы часто звучали и песни из репертуара также запрещённой в то время группы «Битлз».
Всё новое в школе поддерживалось и переводилось в воспитательное русло. Так было и с массовым увлечением молодёжи в начале 60-х годов пешим и водным туризмом . С разрешения Николая Павловича городской туристический клуб «Меридиан» длительное время располагался в стенах школы, а школьная туристическая секция была самой массовой и известной в городе. Также активно он поддерживал КВН. Не без его помощи школьная команда КВН стала одной из лучших в городе.
Он был неравнодушным и беспокойным человеком. Уже будучи на пенсии, продолжал жить заботами школы, остро переживал за наметившиеся в конце 70-х годов негативные тенденции. Школа в силу ряда причин стала утрачивать былую славу и сдавать завоёванные многолетним трудом передовые позиции. Николай Павлович убедил руководство города назначить на должность директора школы Клавдию Ивановну Курышеву, выпускницу 3-й школы. И спустя несколько лет напряжённой работы ей удалось вернуть репутацию одной из лучших школ города.
Николая Павловича всегда отличало исключительное трудолюбие. Его можно было встретить в школе с раннего утра и до позднего вечера. Он делал всё для того, чтобы учащимся было уютно и интересно, а в педагогическом коллективе была деловая, творческая и доброжелательная атмосфера. Отношение как к учителям, так и к учащимся и их родителям, всегда было ровное, корректное. Он никогда не повышал голос, не раздражался, во всех ситуациях сохранял спокойствие, выдержку и такт. Открытый по натуре, человек богатой внутренней культуры, Николай Павлович пользовался огромным и заслуженным авторитетом как в коллективе, так и среди своих коллег – директоров школ. С его мнением считались, с ним советовались работники городского отдела образования и городской власти. Оптимизм и жизнелюбие Николая Павловича вызывали у окружающих его людей уверенность в своих силах и душевное спокойствие.
19 октября исполняется 100 лет со дня рождения этого талантливого руководителя и Педагога с большой буквы. Мы, тысячи выпускников разных лет, с глубокой признательностью и благодарностью вспоминаем его и свято чтим память об этом удивительном человеке. Отрадно, что педагогический коллектив школы не забывает Н.П.Семёнова и успешно продолжает заложенные им традиции одной из лучших школ города.
Н.ИСАЧКИН, выпускник школы 1966 года