Как жильцам многоквартирных домов находить общий язык со своими управляющими компаниями? Почему между собственниками жилья и УК часто возникают конфликты? От чего зависит эффективность управления домом? У председателя совета местного общественного движения «Защита жилищных прав граждан г.Стерлитамака» Петра Ивановича Кулакова свой взгляд на эти проблемы.
НА ШЕСТОМ ЭТАЖЕ
В просторной комнате на шестом этаже здания БТИ по ул.Худайбердина, 78 идёт приём горожан. Пётр Иванович и его помощница Тамара Павловна Мещерякова объясняют людям, как получать в полной мере те жилищно-коммунальные услуги, за которые они исправно платят. Разъясняют статьи Жилищного кодекса, законы и постановления (зачастую весьма изменчивые и противоречивые). Подсказывают, куда обращаться с письменными претензиями и как правильно их оформлять. Принимают по вторникам и четвергам с 16 до 19 часов. И Кулаков, и Мещерякова – пенсионеры, у обоих за плечами по сорок лет трудового стажа. Он – бывший заводской слесарь, она сменила много профессий – от фасовщицы до педагога курсов рукоделия.
– Сегодня восемь человек приходили, – говорит Тамара Павловна, листая журнал посещений. – Журнал мы ведём с 2013 года, за это время к нам обратились 974 человека. Вопросы у горожан похожие: что делать, если управляющая компания не исполняет договор, не занимается домом так, как положено? Мы объясняем: не собственники зависят от управляющей компании, а управляющая компания должна работать на собственников! Нельзя оставаться равнодушными. Дом нужно содержать, домом нужно заниматься. Я как председатель совета дома, в котором живу, рассчитываю, сколько у нас денег на балансе и на что их в первую очередь нужно потратить. Трубы у нас заменены, канализация в отличном состоянии, занимаемся благоустройством территории, УК мне акты о проделанной работе на подпись приносит. Жильцы довольны. А общественную работу веду для собственного удовольствия. Издержки есть, конечно: тратим время, силы, покупаем ручки, бумагу. Но я довольна, что мы людям помогаем.
– Вообще-то, движение «Защита жилищных прав» было создано ещё в 2010-м, – уточняет Пётр Иванович. – В нашем движении нет членства, а есть просто участники, активные граждане (в основном пенсионеры), которые обмениваются знаниями и жизненным опытом. Работаем совершенно бескорыстно. Сначала собирались в квартирах, колясочных, потом администрация города разрешила нам проводить приём граждан здесь, в помещении центра общественного контроля. Но к нам в основном обращаются пенсионеры, им тяжело подниматься так высоко без лифта. Придут, отдышатся и говорят: «Спасибо за помощь, но мы, наверное, к вам больше не придём: трудно до вас добираться».
Лично Кулаков ничего против управляющих компаний не имеет. Но недоразумениям, связанным с их ненадлежащей работой, препятствует как может. Не собирается мириться с нарушениями жилищного законодательства, с некачественным выполнением работ, с повсеместным неисполнением договоров. Будучи председателем совета многоквартирного дома, пенсионер признаётся, что на непосредственное управлением домом не решился бы:
– Образование мне не позволяет, у меня всего восемь классов, – улыбается он.
И занимается самообразованием: в свои семьдесят лет освоил компьютер и даже купил планшет, чтобы удобнее было консультировать горожан на общественных началах. Находит законодательные акты в электронном виде, отслеживает изменения в сфере ЖКХ, разбирается сам и помогает разбираться другим.
– Главная беда в том, что мало домов с неравнодушными собственниками, которым небезразлична судьба их жилья, – сокрушается Пётр Иванович. – К сожалению, многие жильцы пассивны, и даже бывает так, что управляющие компании назначают председателями советов домов своих людей, которые управляемы и послушны: подпишут любые договоры, акты о приёмке выполненных работ и оказанных услуг, об израсходованных средствах и так далее…
«Непослушный» председатель очень неудобен своей управляющей компании:
– Вот, например, история, – рассказывает Пётр Иванович. – Решили мы в подъездах своего дома старые деревянные окна на пластиковые поменять. Получили в своей управляющей компании информацию о наличии денежных средств на счёте, договорились с компанией по установке окон, вынесли решение собрания собственников жилья. Но управляющая компания от установки окон отказалась, ссылаясь на нехватку средств, и предложила поднять размер платы за «содержание и текущий ремонт», чтобы установить окна. Пришлось обращаться в суд. Суд мы выиграли, но до сих пор управляющая компания не устанавливает окна, игнорируя решение суда.
(Продолжение статьи вы можете прочитать в газете “Стерлитамакский рабочий” от 15 сентября 2016 года)