Санкт-Петербург, 1860 год. Мостовые, кареты, мужчины с военной выправкой, декольтированные дамы… Только не подумайте, что вышедший в российский прокат «Дуэлянт» – это исторический фильм. В торжественно-мрачноватых псевдостаринных декорациях разворачиваются события вполне современного экшена. Цилиндры и сюртуки не помогают. Да, перед нами двухчасовая иллюстрация дуэльного кодекса Российской империи в действии. Вот только иллюстрация эта аккуратно вырезана из реальности и ничего общего с ней больше не имеет.
С первых кадров проникаюсь симпатией к однофамильцу, отставному капитану Яковлеву (актёр Пётр Фёдоров). Ничего, что причёска не дворянская и манеры – как у заправского киллера. Может, каким-то чудом человек окажется хороший… Не тут-то было. «Не люблю дуэли», – заявляет герой и в заброшенных постройках то и дело отправляет на тот свет незнакомых ему господ. Каждого – единственным выстрелом. За каждого получая хорошие деньги. При чём тут дуэльный кодекс, когда правит бал стили- стика лихих 90-х? А вот при чём.
Фильмография Алексея Мизгирёва малоизвестна (если, конечно, вы не имеете доступа к фестивальному кино). Но к зрителю могли просочиться слухи об этом режиссёре как об исследователе сумрачных сторон жизни. Так и есть.
Справедлив слоган к фильму «Дуэлянт»: «На тёмной стороне чести». И то вер- но: что может быть неоднозначнее, чем умереть за абстрактное, невещественное понятие, от которого сегодня осталась лишь словесная оболочка? Честь – дворянская, сыновья, человеческая… Она пристально исследуется в фильме, герой то и дело испытывается ею. А мы воль- но или невольно пытаемся примерить на себя его судьбу.
Вообще-то, «Дуэлянт» – фильм жёсткий, «неудобный», заставляющий то и дело морщиться. Петербург, который является нам с экрана, утопает в дождях и грязи. Кровь проливается так часто и с таким напором, что становится солоновато на языке. О «любовных» сценах лучше промолчим. Женщина (княжну Марфу сыграла Юлия Хлынина) – больше не источник жизни и вдохновения для мужчины: она тоже хочет мстить и восстанавливать справедливость. Вмеcто клятв верности вы будете слышать лязг железа. Оружия в фильме много, пистолеты беспрестанно заряжаются и с упоением используются по назначению. Ведь «приложить кулак к лицу есть аттракцион для черни. У дворянина есть счастливое право стреляться».
Если приглядеться, мы увидим памфлет на дворянство: высшее сословие безбожно бездельничает, кутит и отчаянно скучает. Один из представителей «дворян-оборотней» – инфернальный злодей граф Беклемишев (его роль исполнил Владимир Машков) – само воплощение зла на земле. Если вы, зритель, приходите в кинозал не только развлечься, но и поразмышлять о жизни и задаться вечными вопросами, то без душевной работы вы не останетесь.
Как бороться с подлостью, если враг труслив и изворотлив? Почему поддаться на провокацию злодея означает по- терять себя? Всегда ли честь дороже человеческой жизни? Может ли стреляющий рыцарь быть рыцарем без страха и упрёка? Эти и многие другие вопросы актуальны всегда и для всех. А сюжетная интрига, мужской взгляд на вещи и отличная операторская работа – ещё несколько поводов познакомиться с «Дуэлянтом».
Екатерина ЯКОВЛЕВА