Важная информация для УК, ТСЖ, ЖСК и жильцов. Как снизить тарифы и нормативы на отопление и горячую воду. Рассказывает эксперт

В городском округе город Стерлитамак сложилась напряженная ситуацию во взаимоотношениях по осуществлению поставки тепловой энергии для коммунальной услуги отопление и горячее водоснабжение от теплоснабжающей организации ООО «БашРТС» и принимающих устройств потребителей.

Между конечным потребителем (собственником жилых и нежилых помещений) выступают управляющие компании, ТСЖ, ЖСК которые непосредственно столкнулись с незаконными условиями договоров на поставку тепловой энергии на коммунальную услугу «отопление» и коммунальную услугу «горячая вода» , на сегодняшний день договора на горячее водоснабжение от поставщика ООО «БашРТС» не подписаны.

Причины по которым управляющие компании не могут согласовать условия договора, кроются в приложении № 4 к договору горячего водоснабжения, так как условие данного положения вводит в договор дополнительно сетевую организацию АО «Стерлитамакские распределительные тепловые сети» которая непосредственно доводит теплоноситель до принимающих устройств потребителей всех уровней в многоквартирном доме при этом сетевая организация не является стороной по договору . В чем кроется уловка незаконной схемы поставки теплоносителя в городе Стерлитамак:

1. Теплоснабжающая организация ООО «БашРТС» не имеет в собственности источников тепловой энергии , а так же тепловых сети в географических границах городского округа город Стерлитамак в системе теплоснабжения;
2. На дату рассмотрения дела № 129/-10-170 в УФАС по РБ (20.07.2018 г.), в городском округе город Стерлитамак не актуализирована схема теплоснабжения в которой определена единая теплоснабжающая организация на 2018 год и на 2019 год ( крайний срок ежегодной актуализации схемы теплоснабжения - 19 апреля года);
3. В проектах договоров горячего водоснабжения с ООО «БашРТС» поступивших в адрес управляющих компаний города Стерлитамак 02.07.2018 г., согласно приложения №4 сетевой организацией является АО «Стерлитамакские распределительные тепловые сети», которые получили сети от администрации города Стерлитамкак без конкурса, нарушив ч.1 ст.17 ФЗ -135 «О защите конкуренции». Крайне возмущают условия приложение №14 с соглашением «о конфиденциальности информации». Подписав договор с приложением №4 управляющие компании лишены права предъявить претензии по качеству полученных ресурсов и претензии по учету ресурсов к ООО «БашРТС», так как от абонентов всех уровней городского округа город Стерлитамак утаивается информация, кто же на самом деле в географических границах городского округа город Стерлитамак, имеет законные основания получить статус - Единой Теплоснабжающей Организации на период 2018 года и период 2019 года (требования к статусу ЕТО, определены Постановлением Правительства РФ № 808)

Выводы: в городском округе город Стерлитамак большое количество многоквартирных домов (примерно 350) не имеют циркуляционную линию Т4, таким образом система подачи горячей воды «тупиковая» и на примере многоквартирного дома по ул. Братская д.1 А можно доказать, по данным ежедневной ведомости с общедомового прибора учета потребляемый объема и среднюю температуру: что температура на границе балансовой ответственности «стена многоквартирного дома» ежедневно составляет + 47 градусов.

А в соответствии с требованиями ст. 15 ФЗ-190 «О теплоснабжении» п.8 пп4) ,п.10 пп10)ппв) абонент имеет право требовать уменьшение цены за некачественно поставленный ресурс, а так же право предъявления регрессных требований к лицу, признанному виновным в превышении единой теплоснабжающей организацией установленных отклонений значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении потребителей.

Более того, если у теплоснабжающей организации ООО «БашРТС» отсутствует статус ЕТО, то подписанный с такой организацией договор поставки тепловой мощности, тепловой энергии ,теплоносителя будет являться «не регулированным договором», а значит к нему будут применяться требования ГК РФ которые определены ст.420 ГК РФ, как к договору "соглашение сторон".

Только договор с Единой Теплоснабжающей Организацией является для абонента публичным и соответствует нормам п.1ст.426 ГК РФ , а так же дает возможность абоненту (потребителю) отстаивать свои законные права в рамках законодательства о теплоснабжении в Российской Федерации:

-ФЗ-190 « О теплоснабжении»;
-ФЗ-416 «О водоснабжении и водоотведении»
-Постановление Правительства РФ №808;
-Постановление Правительства РФ № 124;
-Постановление Правительства РФ № 1034;
-Постановление правительства РФ№306;
-Постановление Правительства РФ №410 «О порядке утверждения и согласования инвестиционных программ организаций осуществляющие регулированные виды деятельности»
-Постановление правительства РФ №642 «Об утверждении правил горячего водоснабжения»;
-Постановление Правительства РФ № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»;
-Приказ Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э

Доказательствами , подтверждающими статус теплоснабжающей организации ,являются документы , свидетельствующие о наличии на каком –либо законном праве у организации источника тепловой энергии , либо при отсутствии такого , договоры о приобретении тепловой энергии и в целях ее дальнейшей перепродажи потребителям и документы , свидетельствующие о наличии у организации тепловых сетей ,с помощью которых обеспечивается передача такой тепловой энергии потребителям.

Основы ценообразования и Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания), предусматривают установление следующих тарифов в сфере теплоснабжения в зависимости от категорий потребителей:

-тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям (единые тарифы на тепловую энергию (мощность) (п. 93 Основ ценообразования, п. 134 Методических указаний);
-тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией теплоснабжающим организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, который устанавливается равным средневзвешенной стоимости единицы тепловой энергии (мощности), приобретаемой (производимой и приобретаемой) единой теплоснабжающей организацией (п. 96 Основ ценообразования, п. 126 Методических указаний);
-тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией прочим теплоснабжающим организациям, устанавливается равным единым тарифам на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, к категории (группе) которых относятся потребители, обслуживаемые указанными организациями (п. 96 Основ ценообразования, п. 131 Методических указаний). Согласно пункту 106 Методических указаний в необходимую валовую выручку регулируемой организации, учитываемую при расчете и установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) без учета стоимости услуг на передачу тепловой энергии (тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии, тарифов на тепловую энергию, поставляемую с коллекторов источников тепловой энергии) (далее - тарифов на тепловую энергию (мощность), отпускаемую от источника (источников) тепловой энергии), включаются расходы на производство тепловой энергии (мощности), в том числе расходы на содержание установленной тепловой мощности источника (источников) тепловой энергии, принадлежащего (принадлежащих) регулируемой организации и включенного (включенных) в схему теплоснабжения (в отсутствие схемы теплоснабжения - определяемого (определяемых) в соответствии с главой III настоящих Методических указаний). Согласно пункту 134 Методических указаний тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, рассчитываются как сумма средневзвешенной стоимости производимой и (или) приобретаемой единицы тепловой энергии (мощности), а также удельной стоимости оказываемых и (или) приобретаемых услуг по передаче единицы тепловой энергии. Таким образом, тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии не включают в себя стоимость оказываемых и (или) приобретаемых теплоснабжающей организацией услуг по передаче единицы тепловой энергии до потребителя. В связи с этим тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии подлежат применению только в расчетах с потребителями, непосредственно подключенным к коллекторам котельных, в отношении которых теплоснабжающей организацией не производится передача тепловой энергии до теплопотребляющих установок, и не могут применяться к потребителям, опосредованно подключенным к источникам теплоснабжения через тепловые сети.

Таким образом, потребители (собственники жилых и нежилых помещений многоквартирных домов городского округа город Стерлитамак ) должны оплачивать ресурсы с учетом тарифа на транспорт теплоносителя , и возникает вопрос для кокой организации Государственный Комитет Республик Башкортостан по тарифам утвердил в границах городского округа город Стерлитамак тариф на транспортировку теплоносителя для коммунальной услуги «отопление» и «горячая вода» ? Данная информация на информационных источниках для публичного доступа отсутствует.

Более того , если в не «регулируемом договоре» прописаны расчеты за поставленные ресурсы по тарифам и на основании расчетных формул , то данные цены , так же не регулированы.

Позиция ФАС России определена в письме от 27.12.16 г. № ВК /1908416 «О компетенции антимонопольного органа при осуществлении антимонопольного регулирования и контроля в сфере теплоснабжения» и в последнем Письме Федеральной антимонопольной службы от 9 января 2018 г. № ИА/209/18 «О переходе на нерегулируемые договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя»:

Согласно частям 2.1. и 2.2. статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) с 01.01.2018 не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя следующие цены:

1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

При этом регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) сохраняется в следующих случаях:

1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;
2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал/час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50000 Гкал за 2017 год.

Таким образом, установлены исключения для населения и приравненных к нему категориям потребителей, а также для организаций, не являющихся крупными производителями тепловой энергии (мощности), теплоносителя. Обращаем внимание, что принятые тарифные балансовые решения (долгосрочные тарифы), установленные для организации, которая с 2018 г переходит на нерегулируемые договорные отношения, не подлежат пересмотру, отмене, но могут не применяться ресурсоснабжающими организациями, так как в соответствии с пунктом 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении определяются по соглашению сторон и не подлежат регулированию. Обращаем внимание, что с момента окончания государственного регулирования ресурсоснабжающей организации, антимонопольный орган начинает осуществлять антимонопольный контроль в отношении цен, установленных (применяемых) ресурсоснабжающими организациями для расчетов с потребителями в отношении товаров, цены на которые ранее подлежали регулированию.

При этом ,в целях контроля за нарушением антимонопольного законодательства ФАС России отмечает, что в действиях организаций, поставляющих тепловую энергию, при заключении договоров по ценам, определенным соглашением сторон, которые будут экономически необоснованны, могут усматриваться признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Внимание, управляющие компании ,ТСЖ,ЖСК у Вас есть возможность произвести расчет норматива потребления «горячей воды» и норматива потребление «горячей воды на ОИ» для этого необходимо предоставить свои расчеты: «обоснованно рассчитанных нормативов» в Государственный Комитет Республики Башкортостан по тарифам ,согласно п.9 Главы 2 постановления Правительства РФ № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» !!!
Так же, управляющие компании ,ТСЖ,ЖСК у Вас есть возможность обжаловать незаконно утвержденные Тарифы и нормативы в соответствии с требованиями Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2018 г. № 533 “Об утверждении Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2009 г. N 14 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации” !!!

С 1 января 2018 г. не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки теплоэнергии (мощности) и (или) теплоносителя цены на теплоэнергию. Исключение - цены, устанавливаемые для реализации ресурсов гражданам и приравненным к ним категориям потребителей и для организаций, не являющихся крупными производителями теплоэнергии (мощности), теплоносителя.
В заключение к сказанному:
Пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующею субъекта, выраженные в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара.
Таким образом, Законом о защите конкуренции установлены антимонопольные ограничения в части формирования цены за производимый (реализуемый) товар хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение.

Подготовила Абубакирова Наталья Николаевна
эксперт «услуг жилищно – коммунального хозяйства»
Союза потребителей России (квалификационный сертификат № 163)




 
По теме
В Правительстве Башкортостана обсудили реализацию инвестиционных программ организациями, оказывающими услуги в сфере теплоснабжения, во - Правительство Республики Башкортостан 30 июля министр жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан Сергей Афонин на оперативном совещании в Правительстве Республики Башкортостан, прошедшем под председательством Премьер-министра Рустэма Мараданова,
30.07.2018
В Правительстве РБ обсудили реализацию инвестиционных программ организациями, оказывающими услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения - Министерство ЖКХ 30 июля министр жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан Сергей Афонин на оперативном совещании в Правительстве РБ доложил об исполнении инвестиционных программ организациями, оказывающими услуги в сфере теплоснабжения,
30.07.2018
 
Стерлитамакские тепловые сети предложили депутатам Горсовета повысить плату за поставку тепловой энергии - Sterlitamak.Ru Комиссия Совета городского округа по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и природопользования провела выездное совещание на объектах АО «Стерлитамакские распределительные тепловые сети» (СРТС).
19.07.2018
"Стерлитамакские распределительные тепловые сети" (СРТС) внесли на рассмотрение постоянных комиссий Совета городского округа город Стерлитамак вопрос о повышении платы за поставку тепловой энергии для потребителей.
19.07.2018
 
В Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам состоялось заседание Коллегии - Комитет РБ по тарифам 1 августа 2018 года Госкомитет РБ по тарифам провел заседание Коллегии на тему «Итоги деятельности Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам за 1 полугодие 2018 года».
18.08.2018
В МУП "Уфаводоканал" стартовал конкурс профессионального мастерства "Лучший по профессии" - Администрация городского округа Уфа Администрация МУП «Уфаводоканал» при поддержке первичной профсоюзной организации вот уже второй год подряд проводит внутренний конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» среди работников предприятия.
18.08.2018
 
По улице Оренбургская открыто движение транспорта - Администрация городского округа Уфа В рамках реализации проекта «Безопасные и качественные дороги» в строительный сезон 2018 года запланировано выполнить ремонт 52 участков улично-дорожной сети города.
17.08.2018
 
Корреспондент "КП" побывала на кладбище, где похоронили мужчину Василиса НИКОЛАЕВА Кладбище «Вешки» Мытищинского района находится в нескольких километрах от МКАД по Осташковскому шоссе в элитном коттеджного поселке.
16.08.2018 Комсомольская правда Уфа
На минувшей неделе в районе одно из ДТП закончилось гибелью пешехода — 11 августа на улице Островского 60-летний водитель наехал на 76-летнюю женщину, которая скончалась от полученных травм по дороге в больницу.
16.08.2018 Туймазинский вестник
Объявлен прием заявок на гранты Главы Республики Башкортостан деятелям культуры и искусства на 2019 год - Министерство культуры В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 6 мая 2013 года №184 (с последующими редакциями) «Об утверждении Положения о порядке предоставления грантов Главы Республики Башкортостан деятелям
18.08.2018 Министерство культуры
О рабочем визите замминистра промышленности и торговли РФ Химический гигант, российский  лидер в изготовлении кальциниро ванной соды, АО «БСК» переживает  час икс.
15.08.2018 Стерлитамакский рабочий
Успей занять лучшее место! - ФК Уфа 19 августа в 00:00 [по Уфе] Футбольный клуб «Уфа» открывает онлайн продажу билетов на игру 5-го тура РПЛ «Уфа» - «Зенит» (26 августа) и матч раунда плей-офф Лиги Европы УЕФА «Уфа» - «Рейнджерс» (30 августа).
18.08.2018 ФК Уфа
Окончательно прояснилась "темная" история с кадрами, на которых якобы запечатлен игрок сборной России и одна из звезд ЧМ-2018 [видео] Евгений НЕСЫН @evgeniy_nesin На второй день после того,
18.08.2018 Комсомольская правда Уфа
Л. ЗАГИТОВА Соревнования, игры, концерт, дискотека - на городском пляже отметили День физкультурника.
18.08.2018 Огни Агидели
Башкирский клуб в гостях вырывает ничью с люксембургским «Прогресом» - 2:2 Рустам МАКСЮТОВ В первом матче «Уфа» владела ощутимым преимуществом, однако пропустила совершенно необязательный гол.
17.08.2018 Комсомольская правда Уфа
Информационное сообщение - Комитет по предпринимательству и туризму 23 июля 2018 года в Государственном комитете Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму состоялось заседание Экспертного совета по отбору предложений по маршрутам социальных туров на 2018 год ( Протокол №1
18.08.2018 Комитет по предпринимательству и туризму
О применении Управлением Россельхознадзора по Республике Башкортостан мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований - Россельхознадзор О применении Управлением Россельхознадзора по Республике Башкортостан мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований В адрес Управления Россельхознадзора по Республике Башкортостан поступило обращение чле
18.08.2018 Россельхознадзор
Большая часть административных протоколов - 17 из 30 - составлена за появление в общественных местах в состоянии опьянения.
18.08.2018 Огни Агидели
1 августа 2018 года Госкомитет РБ по тарифам провел заседание Коллегии на тему «Итоги деятельности Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам за 1 полугодие 2018 года».
18.08.2018 Комитет РБ по тарифам
Администрация МУП «Уфаводоканал» при поддержке первичной профсоюзной организации вот уже второй год подряд проводит внутренний конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» среди работников предприятия.
18.08.2018 Администрация городского округа Уфа