Уличному музыканту не принципиально играть именно для «холодной» (неподготовленной) публики, под стылым небом. Особенно если играешь уже десять лет. Так что творческий вечер Юлии Скрипки «10 лет с городом» прошёл камерно, в музыкальном арт-клубе. Оказывается, у человека, необычного до эпатажа и смелого до дерзости, всё как у людей: он тоже волнуется перед выступлением, у него тоже есть близкие, он тоже задаёт себе мучительные вопросы. С одним отличием: он и есть ответ на эти вопросы. Застряли на вираже судьбы? В жизни давно не происходит ничего замечательного? Остановитесь рядом с уличным музыкантом, прислушайтесь ко времени и пространству. Кое-что изменится. Проверено.
– Играю я на днях в надземке, – рассказывает хозяйка вечера в перерыве между композициями, – и вдруг внизу происходит ДТП: автомобиль задел троллейбус. Ничего страшного, слава богу, ни крови, ни пострадавших. Но люди, шедшие по переходу, приникают к стеклу и смотрят вниз. Смотрят минут тридцать. Потом постепенно разошлись. А я недоумевала тогда: зачем тратить 30 минут своей жизни на негатив, который тебя не касается? Потом я поняла: это форма прокрастинации. Вместо того, чтобы поскорее добраться до дома и приготовить вкусный ужин, вместо того, чтобы эти полчаса порисовать вместе со своим ребёнком, мы отдаём наше время чему-то чужому. Мы несвободны. И я желаю всем обрести свободу.
По залу гуляет запах кофе, звучит программа, которую виновница торжества постаралась сделать «максимально вкусной»: скрипку сопровождает инструментальный дуэт «Строгие» – Лена Строгая (аккордеон) и Марат Тимерьянов (гитара). Юлия, в вечернем платье, играет босиком. Отказ от каблуков – знак доверия и открытости. Ян Тьерсен, Астор Пьяццолла, Линдси Стирлинг – их композиции девушка вольно интерпретирует и называет это хулиганством.
Выступают гости: руководитель городского рок-клуба В.С.Гнусин вручает Юле диплом постоянного участника фестиваля «Подворотня», с творческими подарками выходят на сцену музыканты-преподаватели Кэт Гагарина (гитара) и Олеся Надина (флейта). Так трёхчасовой концерт переплавляется в дружескую встречу тех, кто пришёл послушать Юлю, и тех, кто оказался здесь случайно. Незнакомцы за соседними столиками перестают быть просто чужими людьми. Мы теперь на одной волне, способны услышать и понять друг друга.
– Я ехала на велосипеде и увидела девушку, которая играла на улице, – вспоминает Лена Строгая. – Я не прерывала её, но потом, в паузе всё-таки подошла, заговорила с ней. Почему мы сыгрались? Юля – готовый музыкант, и у меня есть своя музыкальная история. Я знаю, что из нашего творческого тандема получится что-то очень хорошее. Это так же неизбежно, как то, что сжатая пружина обязательно разожмётся…
А сердцем вечера стали авторские песни. Такого не услышишь на улице, это адресуется только тем, кто может набраться смелости и быть неравнодушным: «Я буду танцевать на крыше, когда мир будет ждать конца света». «Я всего лишь хочу петь о том, о чём музыка привыкла молчать». «Тот, кто в песнях, – уже не вернётся. Живи вопреки, живи!»…
– Однажды я напишу песню, которую услышит солдат, получивший приказ уничтожать мирное население. И она опустит его оружие, – обещает себе скрипачка. И нет причин ей не верить.
– Перед вечером было очень много сомнений и страхов, – признаётся Юлия после концерта. – И на репетиции мы с музыкантами решили: просто получаем удовольствие. Да-да, сверхзадача концерта – сделать так, чтобы нам самим было комфортно. Независимо от реакции зала. Для «тёплой» публики (на концерте) играть, конечно, приятнее. Хотя и груз ответственности возрастает.
В тот вечер по улицам шёл тёплый дождь: в город приходила настоящая весна.