Стерлитамакской государственной филармонии – четверть века
ПОД «ДЛАНЬЮ ХАНА БАТЫЯ»
Два творческих подразделения Стерлитамакского театрально-концертного объединения – башкирский театр и филармония – создавались как самостоятельные структуры, но практически в одно и то же время. Отсюда и «парад юбилеев»: вслед за четвертьвековыми юбилеями театра танца и башкирского драмтеатра грядёт такая же дата и Стерлитамакской государственной филармонии.
Мы решили рассказать о людях, с чьими именами связано становление коллектива. Стерлитамакская филармония была образована в декабре 1991 года решением Горсовета. Многие ошибочно полагают, что первым её директором стал популярный артист башкирской эстрады Венер Абдуллин. На самом деле он был художественным руководителем эстрадного коллектива «Ашкадар», с которого и зародилась филармония. Вместе с ним начинали Фирзина Абдуллина, Райхана и Миннигали Хасановы, Минигали Хуснутдинов, Зайнаб Исянгулова, Ильяс Юсупов.
А вот имя самого первого директора нам удалось установить с большим трудом. Интересно, что за глаза его все называли ханом Батыем.
Второкурсник заочного отделения художественного факультета Челябинского института культуры Уразбай Культуманов сам предложил себя в качестве директора. Неудивительно: в институте довелось изучать маркетинг, менеджмент, журналистику, правоведение, бухгалтерию, учёт, экономику… Словом, организационное дело в сфере культуры.
«Начинать приходилось с нуля, – вспоминал он. – Ни учредителя, ни уставного фонда, ни базы – ничего». Правда, была хорошая поддержка со стороны администрации города. А ещё Уразбай говорил, что «муниципальная филармония должна быть гибкой», и что он не собирается «копировать работу Башфилармонии».
Базировалась Стерлитамакская филармония тогда в нескольких комнатах Дома культуры строителей. Впрочем, «филармония» – громко сказано. Это была небольшая концертная бригада из нескольких артистов.
После У.Культуманова на должности директора побывали ещё несколько человек. В их числе – Ильдар Хайруллин и Александр Шахов, талантливые личности, оставившие заметный след в культурной жизни города.
«РАВНЕНИЕ НА СТЕРЛИТАМАК!»
Когда в 1994 году Риме Шагитовне Шакировой предложили должность и.о. директора филармонии, за её плечами были годы работы в техникуме культуры. К тому времени в филармонии при штатном расписании в 15 человек работали всего шестеро. Рима Шагитовна для начала собрала по разным учреждениям аппаратуру и технику, находившуюся на балансе филармонии, и заказала первые костюмы. Она устраивала первые концерты, первые гастроли по районам. При ней артисты впервые стали получать премиальные. А через год исполняющая обязанности директора филармонии передала бразды правления супругу и возглавила творческую работу в должности художественного руководителя. Все годы, пока Зуфар Замилович был директором филармонии, они рука об руку вели коллектив к творческим высотам.
При Шакировых филармония из городской стала государственной, что позволило улучшить её материально-техническую базу и расширить творческий состав. С помощью хореографа техникума культуры Ралифа Сафиуллина создали танцевальный коллектив (театр танца вольётся в состав филармонии позже). Здесь работали по контракту Нурия Ирсаева, Фарит Бикбулатов, Вахит Хзыров, Идрис Газиев, Роберт Юлдашев… Позже к коллективу присоединились балетмейстер Марат Галимханов и артисты Фадис Ганиев и Зайнаб Исянгулова.
– Дали три аншлаговых концерта в Уфе, – вспоминает Рима Шагитовна. – По возвращении зашла к Спартаку Галеевичу на приём. Во время беседы из моего еженедельника выпала фотография нашего выступления (я была ведущей). Спартак Галеевич взял фото и наставительно сказал: «Вот когда дорастёте до уровня Хании Фархи, тогда у вас всё будет!». Я говорю: «Это не Хания. Это я». «Не может быть! А костюмы?». «В Салавате заказали»… После этого отношение к нам кардинально изменилось. Стали решаться жилищные вопросы. Потом пошли гастроли: Казань, Оренбург, Москва, Питер …
А после грандиозного выступления на открытии нового корпуса санатория «Ассы», куда Риму Шагитовну за сотни вёрст доставили буквально на носилках прямо с больничной койки, гастрольные пути филармонии протянулись по европейским городам. Нашим артистам рукоплескали зрители Бельгии и Голландии.
Оркестр русских народных инструментов под руководством А.В.Астахова при Дворце культуры химиков доживал последние дни, когда Шакировы пригласили его в филармонию. Здесь вместе с оркестром будут выступать даже солисты Ленинградского театра оперы и балета. Увы, Анатолию Васильевичу недолго довелось руководить коллективом. Он знал, что дни его сочтены. Но даже в Уфе, в реанимационной палате, куда его увезли прямо с репетиции, он до последнего дня будет писать оркестровые партитуры. Во время последней их встречи он сказал Риме Шагитовне: «Спасибо вам за то, что вы напоследок дали мне возможность летать!».
В те годы была традиция устраивать ежегодные фестивали филармоний. Артисты из Нефтекамска, Сибая, Уфы, Учалов, Стерлитамака съезжались на творческую байгу. И каждый раз наши возвращались победителями или в режиссуре, или в сценарии.
Когда пришло указание из Уфы создать чувашский коллектив, Шакировы объездили чувашские сёла. Появились талантливые исполнители, такие как Елена Фёдорова, ныне заслуженная артистка республики. Огромную помощь в создании коллектива оказала Светлана Щетинина. Анатолий Музыкантов поставил первый чувашский танец. А после выступления в Чебоксарах министр культуры Чувашии сказал своим артистам: «Равняйтесь на них!».
(Продолжение статьи вы можете прочитать в газете “Стерлитамакский рабочий” от 6 декабря2016 года)Фаяз ЮМАГУЗИН