Его графика уникальна, повторить её невозможно. Конечно, здесь не только карандаш – гуашь, акварель, уголь… Персональная выставка уфимского графика Юрия Григорьева-Черниковского, которая проходит в картинной галерее (фото) и продлится до 1 марта, называется «Движение и время».
«Движение» и «время» – слова, казалось бы, прямого отношения к графике не имеющие. Тем не менее они не случайны в применении к работам талантливого уфимца, члена Союза художников РФ, выставляющегося с 1975 года.
«Движение и время» – итог поездок автора на пленэр по республике, его наблюдения, впечатления, раздумья, пережитые им эмоции.
- Я уже 13 лет езжу по Башкирии, – рассказывает Юрий Николаевич. – Плоды моих путешествий представлены в первой части экспозиции. Мне нравится постигать другую этническую культуру, другой социально-бытовой срез. Особенно интересен для меня человек. Его характер, его природа – символ всего сущего. Хронология истории человека, ландшафт, в котором он живёт, – это всё природа. Именно в человеке отражаются река, небо, жизнь. Каждый из людей – пассионарий, и надо уметь им любоваться.
Графика Григорьева очень подвижна . Но это движение питается вечными источниками – личностью человека, которого он рисует, музыкой открывшегося пейзажа, светом времени, дошедшим до нас из прошлого. Его герои живут на своей земле, они её хозяева и потому непобедимы. На картине «В гостях у Рахимы-апы» на первом плане – самовар и пиалы с чаем, а чуть в глубине – сама хозяйка, её большие натруженные руки, лучистый взгляд. «Тамьянец из Байназарово» – один из самых удачных портретов на выставке: столько в этом лице мудрости, доброты… Интересен портрет художника Бурзянцева – добродушный, с лукавинкой человек, а рядом – готовая взлететь в небеса церковная колокольня.
Григорьев не отлетает в холодные сферы умозрительных или сугубо ретроспективных понятий даже тогда, когда рисует далёкое прошлое. Работы из серии, посвящённой войне 1812 года, – это не столько исторический карнавал, сколько специфическая социальная графика, утверждающая прекрасное и высокое в условиях войны. Автор тревожится о времени, как о живом человек. Он задаётся вопросами, откуда и куда мы идём, из какого прошлого в какое будущее перетекаем.
Художник постоянно обращается в своих работах к знакомым историческим персонажам – Наполеону и его маршалам, Кутузову, полководцам и рядовым Русской армии. Эти картины завораживают сочностью и неожиданностью цветовых решений, мощью и экспрессией (триптих «Бородино», «В штыковую, ура!»). Он может быть резок и лаконичен (триптих «Постоим за Родину свою!»), а может быть ярким и щедрым (триптих «Северные амуры», «Императорская гвардия», «Маркитантка»). Маркитантка у Григорьева – дама отчаянная, такой палец в рот не клади. Смотрит с хитринкой, рука твёрдая, немного кокетливая шляпка с пером – и это тоже образ войны.
На открытии выставки было много молодёжи . Студентка отделения дизайна многопрофильного профессионального колледжа Зульфия Юлбарисова не скрывает восторга:
- Тут такие краски, такие образы! Эта выставка приближает нас к эпохе двухсотлетней давности. А путешествовать в прошлое с художником всегда интересно.
Мнение студентов разделяют и преподаватели детских художественных школ, съехавшиеся со всей республики в художественную школу Стерлитамака на курсы повышения квалификации. Для них выставка уфимского графика – неожиданный и приятный сюрприз.
Григорьев не ставит перед собой задачу проиллюстрировать события 1812 года или жизнь башкирской глубинки. Он как бы предлагает нам два пути восприятия своих картин: внешний, созерцательный, и внутренний, путь разгадывания замыслов художника («На Кызыл-Таше», «Покос»,
«Белорецк. Кузнечик», «Николо-Берёзовка»).
- В Башкирии я люблю два города, – признаётся график, педагог со стажем, один из создателей «Котовасии» и Кузнецовского конкурса. – Это Белорецк и Стерлитамак. В Стерлитамаке я встретил Курбатовых – близких мне по духу людей, с которыми мы дружны более четверти века. Эта выставка – мой подарок вашей знаменитой художественной школе и вашему замечательному городу.