ВСЯ ЖИЗНЬ – В КИНО



Каких-то четверть века назад предложение: «Пошли в кино!» звучало намного чаще, чем сейчас. А встреча с экранными героями, пожалуй, приносила больше радости… И вот объявили Год кино. Возможно, потому, что эта сфера искусства сегодня требует привлечения общественного внимания. А что думают об этом те, кто посвятил свою жизнь киноиндустрии? Сегодня наша встреча с бывшим редактором Стерлитамакского кинопроката Людмилой Николаевной Моисеевой, отдавшей любимой работе почти 40 лет.

– Людмила Николаевна, почему именно кино стало Вашей профессией?

– Кино мне нравилось всегда. Помню, в Стерлитамаке, в парке им. Кирова, под открытым небом показывали фильмы. Мы часто детьми бегали туда на встречу с популярными актёрами… Но точка отсчёта любви к кино началась раньше, в Ново-Ивановке (этой деревни уже нет). Я частенько приезжала туда к своей тёте Анюте. И помню предвкушение радости, когда тётя выделяла 5 копеек на культпоход и в кулачке была зажата монетка.

Приезд кино для всех был праздником. Стояла пыль столбом – везли громоздкую аппаратуру на лошадях. Посередине деревни был амбар, на него вешали большое белое полотно. Легко могу представить эту картину: огромный купол звёздного неба, завораживающий экран, звуки стрекотания сверчков и заинтересованные лица зрителей. Электричества не было. И обычно мальчишки, завидев телегу с киноаппаратурой, бежали наперегонки, – каждому хотелось крутить динамо-машину.

Потом появился Отрадовский клуб, там уже было всё культурно. А после окончания школы я поступила в кинотехникум.

– Как Вы узнали про это учебное заведение, ведь их было всего несколько в Советском Союзе?

– Всё просто. Как-то пришла на почту, а там взгляд упал на посылку, адресованную какому-то Борисову. Обратный адрес: Ташкентский кинотехникум. И после окончания школы поехала в Ташкент. Учиться было интересно. Мы, студенты, подрабатывали на массовках киностудии «Узбекфильм». В первый раз в фильме «Звезда Улугбека» снималась, одетая в паранджу, поэтому потом уже на экране трудно было себя узнать. А во втором фильме «Нежность» есть такой эпизод: герои сидят на скамейке, а мы, девушки, проходим мимо. Кстати, главную роль в фильме играл популярный в те годы Родион Нахапетов. Заработанные деньги (3 рубля в сутки) мы тратили не на сладости, а на культурные мероприятия: ходили на концерт Э.Пьехи, в театр им. Навои на балет «Лебединое озеро». В Ташкенте мне всё нравилось – и погода, и фонтаны, и минареты. И сегодня душа скучает по тем местам юности…

Получив диплом технорука, поступила на работу в Стерлитамакский кинопрокат – это было в 1966 году. Сначала меня приняли монтажницей, фильмопроверщицей. Я занималась склеиванием, ремонтом кинолент. Была рада, что продлевала фильмам жизнь. Вскоре директор вызвал меня и предложил стать редактором кинопроката. Боялась: справлюсь ли? Но потихоньку втянулась, освоилась и полюбила свою профессию.

– В те годы кино было мощным средством воспитания, ведь в кинотеатрах, помнится, на видном месте можно было прочитать слова В.И.Ленина о том, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино».

– Да, кино было мощным средством воспитания масс, ему уделяло громадное внимание и руководство страны. Фильмы должны были учить людей добру, справедливости, особенно на военную тему.

Перед каждым киносеансом демонстрировался какой-нибудь поучительный киножурнал.

– В чём заключалась Ваша работа?

– В то время наш кинопрокат обслуживал 8 районов и 4 города: Кумертау, Стерлитамак, Ишимбай, Салават. Наша задача была в том, чтобы зрители стали ближе к кино. Мы рекламировали фильмы через газеты, радио, встречи с актёрами, создателями фильмов. И со временем я стала постоянным автором как городской, так и районной газет.

Наш кинопрокат был на хорошем счету, директор В.Г.Наумов даже награждался медалью ВДНХ.

Кино в то время прочно вошло в жизнь людей, а для нас, кинопрокатчиков, особенно. Помню, как мы готовились ко Дню советского кино. Это было напряжённое время, когда дел было хоть отбавляй, ведь отмечали праздник широко. Устраивали киновикторины с призами, в городе проходили премьеры... Тесно сотрудничали и с районной киносетью, которое позже стало называться кинозрелищным предприятием.

– Наверное, обидно, когда уже нет той организации, в которой пришлось отработать столько лет?

– Что поделаешь, закончилась эпоха ленточных фильмов, пришли другие времена. И боль в душе есть: ушло то, во что было вложено много труда и душевных сил. Мне жалко было расставаться со списанными старыми лентами,  я перематывала их, из кусочков собирала и склеивала фрагменты, которые мы потом использовали на киновечерах, киноконцертах «Поющий экран», «Киноэкран о любви» и т.д. Целый бокс был скомплектован на разные темы. Обидно, что ничего не сохранилось, в том числе собранный материал об истории советского кино.

– Какие личные встречи с актёрами кино Вам запомнились?

– Помню, воодушевлённая приехала к нам Ирина Малышева, которая сыграла главную роль в музыкальной сказке по мотивам старинных башкирских преданий «Всадник на золотом коне». В 80-е годы эта была известная актриса. До сих пор перед глазами, как Ирина рассказывает о том, как проходили съёмки, как училась держаться на коне, пробовала кумыс и пыталась научиться разговаривать на башкирском языке.

Осенью 1979 года состоялся первый отечественный кинобоевик «Пираты XX века», побивший все рекорды по числу зрителей. Тогда же популярным стал Талгат Нигматуллин, приезжавший к нам со своей женой представлять фильм. Остались приятные впечатления. Талгат всем понравился своим обаянием, говорил он с уважением к зрителям. По району возил артистов Е.Ф.Спевак, работавший в то время в райкоме партии.

Вячеслав Тихонов приезжал на встречу со зрителями, потом отдыхал на Нугуше. Открытым, интересным оказался Борис Химичев (я ещё писала об этом в газету). Перед глазами и сейчас эпизод: артист на сцене, маленькая девочка дарит ему лилии – царские кудри. Девочка ему что-то шепчет, он нагнулся к ней, чтобы расслышать: «Вы тихо нюхайте, а то испачкаетесь». Как известно, у этих цветов маркая пыльца. Было трогательно.

Бывали у нас также С.Никоненко, М.Дюжева, Т.Сёмина, А.Соколов и многие другие. Такое общение, думаю, было полезно и актёрам, и зрителям.

Многолетняя дружба связывает нас с выходцем из Стерлитамакского района, каскадёром, постановщиком трюков Радиком Шахмаевым. До кино он работал в цирке, был воздушным гимнастом. Мне нравится эпизод с его участием в фильме «Чокнутые» А.Суриковой. Жаль, что сейчас не видимся – Радик живёт в США.

– Но есть мастера, с которыми не видишься вживую, но они настолько близки и понятны.

– Да, такой человек для меня Василий Шукшин. Люблю его очень. Три раза была на его родине, в селе Сростки Алтайского края. Бродила по его улочкам и думала: вот тут-то и ходили его герои с особым восприятием мира – чудики.

А было время, что его «Калину красную» сняли с экрана, положили на какое-то время на полку, хотя сначала все встретили «на ура», восторженно: талантливый режиссёр, актёр!

По каким соображениям снимали фильмы с экрана, и как часто это происходило?

– В обеденный перерыв в кинопрокате проходили кинопоказы новых фильмов, мы просматривали все фильмы. И иногда вслед за кинолентой шло письмо с Госкино: положить фильм на полку по политическим или иным соображениям. Но бывало и так, что руководство сменится, и прежде запрещённый фильм разрешали к показу.

Так, на время снимали суперхит «Танцор диско» с участием М.Чакроборти (1982 год). Было дано указание не демонстрировать индийские фильмы, но они давали план, поэтому в деревнях всё же не отказывались от этих кинокартин, на которые люди ходили.

– Что можно сказать о современном российском кино?

– К сожалению, в последние годы ощущается увеличение потока слабых, непрофессиональных картин. Иногда смотришь какой-нибудь фильм по телевизору и думаешь: если бы прежде показали такое, критики бы разнесли в пух и прах.

Вообще, трудно поверить в то, что за короткое время многое изменилось в киноиндустрии: ушли в прошлое громоздкие аппаратуры, киноленты. Теперь, чтобы посмотреть фильм, достаточно иметь Интернет или диск. Появились современные кинозалы с 3D-экраном. Техника совершенствуется, но советское киноискусство, думаю, так и останется неповторимым уникальным явлением, ведь и сегодня герои фильмов прошлых лет живут на экранах и в сердцах людей. Подлинный талант невозможно ничем заменить. И я думаю, что ещё долго будет изучаться феномен советского кино. Будут изучать и, возможно, учиться.


Подготовила Ф.ШАГБАЛОВА

 
По теме
Автор рассказов, повестей и очерков на башкирском и русском языках Мавлида Ахмедьянова из Мечетлинского района вошла в число победителей республиканского литературного конкурса патриотических произведений «Голос эпохи».
27 марта в дежурную часть поступило два схожих обращения граждан. 37-летняя нефтекамка в социальных сетях поинтересовалась мнениями о ветеринарном препарате.
Краснокамский район
Совет по качеству - ГБУЗ РБ ГКБ №13 28 марта в ГБУЗ РБ ГКБ № 13 г. Уфа состоялся 34 Совет по качеству.  Понятие «качество» многогранно.
ГБУЗ РБ ГКБ №13
Конкурс чтецов выявил много одарённых студентов-медиков, влюблённых в поэзию. - Красное Знамя 21 марта в Нефтекамской городской больнице совместно с будущими коллегами из Нефтекамского филиала Бирского медико-фармацевтического колледжа прошёл праздник, посвящённый Всемирному дню поэзии.
Красное Знамя
ПОЗДРАВЛЯЕМ! С Юбилеем!!! - РКИБ Сегодня у нас аж целых два юбилея - у заведующего инфекционным отделением №2, врача-инфекциониста Розы Зуфаровны Гумеровой и Алёны Наиповны Бургановой – врача-инфекциониста, к.м.н., доцент кафедры инфекционных болезней БГМУ.
РКИБ
"Учитель года Башкортостана" 2024 года! - Отдел образования 28 марта в концертном зале "Башкортостан" состоялись церемония закрытия и завершение Республиканских конкурсов: "Молодой учитель года", "Учитель татарского языка и литературы",
Отдел образования
Мелким бесом «Чичиков» внедрился в НМТ… - Вечерняя Уфа В Национальном Молодежном театре РБ имени Мустая Карима 5 апреля пройдет премьера спектакля «Брат Чичиков», в основу которого положено знаменитое произведение Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»,
Вечерняя Уфа