Учат нас художники-живописцы
В Стерлитамакской картинной галерее открылась выставка произведений живописи из собрания Башкирского государственного художественного музея им.М.В.Нестерова «Мой край», посвящённая Году экологии .
Шагнёшь из шумной, заполненной суетой городской улицы в тихий зал картинной галереи и окажешься один на один с башкирской природой. Она сразу пленяет неброской, скромной, но удивительно утончённой и гармоничной красотой. Вот полотно художника Х.Фазылова «В степи». Бескрайняя стихия степного простора сливается с небесной ширью – нет даже горизонта. Возникает ощущение космической беспредельности, словно две живые стихии соединились друг с другом, и нет уже места ничему иному … На картине Р.Кадырова «Село Гумерово» – избушки, окружённые разноцветьем гор. Сказочное видение! Живописец сумел синтезировать приёмы известных художников и одухотворить их собственным видением. Так возникает непередаваемое ощущение желаемой, но не существующей реальности. Аромат уходящего лета пленяет в «Осеннем натюрморте» А.Гребнева.«Земляничные бугры» С.Литвинова – таинственная и чудная местность! Так и ожидаешь необычного сюрприза. Кажется, что вот-вот из-за синих гор появится Хозяйка Медной горы, привлечённая ароматом спелых ягод.Почти все картины на выставке говорят о том, что человек вовсе не царь природы, а её любимый сын, который отвечает любовью на любовь. А если иначе? Беда!
На полотнах М.Спиридонова «Дачные сны» и «Время по Гринвичу» – завораживающая мистика. Грань между реальным и потусторонним миром размыта – то ли сон, то ли явь? Кажется, попадаешь туда, где нет ни пространства, ни времени. В окружение первозданной стихии. Картины околдовывают так, что трудно отойти. Смотришь и, как в детстве от чтения Гофмана и Гоголя, испытываешь сладкий ужас.
Привлекателен портрет Сафины Султановой – пожилой женщины в традиционном башкирском наряде – платье с оборками и бархатной жилетке. Художник В.Фролова подчёркивает неразрывность национального костюма с образом своей героини. Сафина – олицетворение Башкирии в целом и башкирской женщины в частности.
С картины Александра Бурзянцева «Старый уральский городок» повеяло Стерлитамаком 60-х годов. На первом плане уютный старенький домик – первый этаж каменный, с аккуратной побелкой, второй деревянный – с геранями на подоконниках. У колодца толкуют о жизни две женщины. Невдалеке церковь. На золотых куполах играет солнце. Хорошо!
Такой же умиротворяющий уют в скромном башкирском дворике на картине Д.Шамсутдинова «Молоко белой козы».
Полотно «Хранители» из серии «Тотем» Д.Сулейманова погружает в мир башкирской мифологии с её философским осмыслением трёхмерного мира, которым правит Небесный Отец Тенгри. В этом мире объединяются разновременные пласты, связанные с тотемизмом, культом животных (медведя, волка, орла и др.). А также анимизмом, одухотворением природы (поклонение горам, пещерам, деревьям, рекам).
Современные художники, похоже, по сей день чувствуют неразрывную связь человека с природой и учат нас жить с ней в гармонии.
М.ГРУШЕВСКАЯ